Темы: Реформизм, Ассимиляция, Германия, Споры, Ортодоксальный модернизм, С. Бернфельд, Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Рав Шимшон-Рафаэль Гирш — раввин и писатель, выдающийся противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма — родился в 1808 году в Гамбурге в родовитой семье. Родители готовили сына к торговой деятельности, но под влиянием своего учителя р. И. Бернайса он предпочёл другой путь. После семи лет изучения Талмуда под руководством р. Яакова Эттингера в Мангейме р. Гирш поступил в боннский университет, где тогда же учился и его будущий идейный противник А. Гейгер.
В 1830 году р. Гирш был избран главным раввином княжества Ольденбургского. Через шесть лет вышла книга р. Гирша «Девятнадцать писем об Иудаизме» («Neunzehn Briefe ü ber Judenthum»), направленная против ассимиляционных и реформистских течений в немецком еврействе. Книга была подписана «Бен Узиэль». Рав Гирш скорбел о том, что в борьбе за эмансипацию многие из его современников избрали путь отречения от себя, стараясь приблизить традиционный иудаизм к христианству, и в результате этого многие евреи отошли от иудаизма.
Ради получения гражданских прав, писал р. Гирш, нельзя пожертвовать ни одним религиозным предписанием, т. к. гражданские права являются не самоцелью, а лишь средством для осуществления великой миссии еврейского народа. Поэтому вопрос о гражданских правах необходимо отделять от вопроса о религиозной реформе: евреи должны принимать участие в политической жизни страны проживания, но при этом необходимо помнить, что с падением Иерусалима политическая жизнь евреев кончилась. Впрочем, она никогда не играла главной роли в еврейской истории, т. к. не политическое единство сплачивало евреев в народ, а религиозное учение, Тора. Евреи являются нацией не в этнографическом, а в духовном смысле.
Книга рава Гирша произвела сенсацию. Искренность и благородство, выражавшиеся в ней, подкупали даже идейных противников. Дополнением к «Письмам» стал второй труд р. Гирша «Choreb, oder Versuche ü ber Israel's Pflichten in der Zerstreuung» («Хорев, или Опыты об обязанностях Израиля в рассеянии», 1838), руководство по основам иудаизма для юношества. Борьбе с реформистами посвящены и другие произведения р. Гирша («Первые известия из переписки Нафтали», «Вторые известия и т. д. »).
После раввинских съездов 1843-1845 годов, на которых реформисты играли первенствующую роль, р. Гирш выступил с воззванием, где с особенной силой порицались попытки реформистов уничтожить в еврейской религии всё еврейское.
В 1841 году р. Гирш занял пост главного раввина в Эмдене, в 1846 году переселился в Никольсбург. В качестве главного раввина Моравии и Австрийской Силезии рав Гирш был членом австрийского рейхстага, заседавшего в 1848-9 годах в Кремзире. В 1851 году р. Гирш занял во Франкфурте пост раввина ортодоксальной группы, отделившейся от общины реформистов.
Р. Гирш уделял много времени религиозному воспитанию юношества. В основанной по его инициативе Реальной школе вместе со светскими дисциплинами преподавались и религиозные. Р. Гирш содействовал принятию так называемого «Закона о выходе», согласно которому евреи получали право выходить из общины, оставаясь в лоне еврейства (практически этот закон был необходим, чтобы позволить еврею уйти из общины, если она стала реформистской). Продвигая этот закон, рав Гирш вёл продолжительные переговоры с инициатором этого закона Ласкером и написал два произведения: «Принцип свободы совести» (1874) и «Выход из общины» (1876).
В 1852 году р. Гирш основал ежемесячный журнал «Йешурун». Он поместил там ряд своих статей и несколько произведений: «Религия в союзе с прогрессом» (1854, анонимно), «Перевод и толкование Пятикнижия» (1867-78, пять томов), «Перевод и толкование Псалмов» (1882).
Рав Гирш вдохнул новую жизнь в общину Франкфурта, его энергия, идеи, большой талант воспитателя оказали огромное влияние на возрождение еврейства Германии. Так было основано движение «Тора вэ-дерех эрец». Выросло новое поколение высокообразованных специалистов — врачей, юристов, инженеров.
Умер рав Шимшон-Рафаэль Гирш в 1888 году во Франкфурте-на-Майне.
Книги рава, написанные на немецком языке, переведены на иврит, английский и другие языки и постоянно переиздаются. Комментарий рава Гирша на Пятикнижие переведён и на русский язык.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»