Темы: Христианство, Идолопоклонство, Пророчество, Чудеса, Природа, Сокрытие, Рав Меир Мучник, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Подскажите, пожалуйста, что отвечать православным, которые приводят факты чудес и исцелений от икон и мощей? Приводятся в пример свидетельства Танаха о пророке Елисее, как воскрес мертвый, упавший на его кости; а также змей, сделанный Моисеем (изображение исцеляющее). А также: как понимать эффект плацебо? Что это такое — скрытые возможности организма? Самовнушение-самообман, только видимость исцеления? А может, духи зла вводят в обман, чтобы поклонялись идолам? Может ли исцелять, кто-то кроме Творца? Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий!
Исцеляет, в конечном счете, всегда Творец. Как и всё на свете делает, в конечном счете, Он. Только обычно Он действует не вопреки законам природы и выбору человека, а через них, «облачая» Свои действия в привычные для нас природные явления и дела людей. Б-г дает нам пищу и жилье, перемещает нас, куда надо. Как именно? Он дает идеи и способность их воплощать земледельцам и пекарям, архитекторам и строителям, изобретателям, инженерам, машинистам и летчикам. Каждый из них получает от Него возможность делать свое дело и таким образом участвовать «вместе с Ним» в совершенствовании мира и ощущать себя поэтому полезным, способным достичь результата. А также — становиться добрее, помогая другим, совершенствовать себя.
Такую возможность получает и врач. Б-г исцеляет нас его руками. Без Его помощи ничего бы у врача не получилось, о чем свидетельствуют все случаи неправильно поставленных диагнозов и неудачных операций. (Это тоже происходит по Его воле и расчетам, которые нам далеко не всегда дано постичь). Таким образом, все научные открытия и изобретения свидетельствуют о величии Б-га, Создавшего такие удивительные законы природы и возможности их использования, а также — Давшего человеку гениальные идеи и способность «сделать былью» то, что казалось сказкой.
Иногда и в нашем мире, где действия Б-га «облачены» в законы природы, их, эти действия, все же можно разглядеть. Потому что слишком уж удивительны и тонки «облачения». И тогда мы ощущаем: это лишь одежды, в которые облачены Чьи-то Руки.
Например, такие явления, как упомянутый Вами эффект плацебо. В современном мире Б-г обычно открытых чудес не совершает, поэтому на самом деле этот эффект тоже «вписывается» в систему объясняемых наукой законов природы, через которые действует Б-г. Ведь этот эффект — психологической, а психология — часть науки. Такова природа человека: на него может воздействовать либо лекарство, либо внушение, что лекарство принято. В последнем случае человеческое сознание и моральное состояние удивительным образом влияет на состояние тела, хотя на первый взгляд они не связаны.
Какая разница больным клеткам, верит человек в их выздоровление или нет? Почему вообще на здоровье тела влияет состояние духа? (Если человеку внушить, что он принял яд, он заболеет. Это эффект ноцебо. Похожим образом действуют пессимизм и отчаяние, когда человек падает духом и теряет надежду). Но вот влияет. И если это о чем и свидетельствует, то лишь о поразительном единстве и взаимосвязанности всех составляющих этого мира, об их принадлежности к одной слаженной системе. А это наводит на мысль, что они созданы по единому плану — Одним Творцом.
Ну а в прошлом Б-г совершал и открытые чудеса, на том этапе это было необходимым средством укрепления нашей веры. Например, другой упомянутый Вами случай (Бемидбар 21:4-9): после того, как евреи в очередной раз провинились, Б-г в наказание послал змей, которые их жалили, но потом указал Моше средство спасения: надо сделать змея, глядя на которого, ужаленные люди исцелятся. Каким именно образом?
Спрашивает Талмуд (мишна в трактате Рош а-Шана 29а): разве медный змей убивает или исцеляет? И отвечает: нет, дело было в другом: когда евреи вспоминали о Б-ге и каялись, то исцелялись, в противном же случае — погибали. Так что на самом деле исцеляло не изображение (статуэтка) змея, а Б-г.
Зачем тогда Он вообще повелел сделать змея? Этот вопрос задает Рамбан (комментарий к Бемидбар 21:9) и отвечает: так Б-г сотворил «двойное чудо». Ведь человек, которого укусило животное, естественным образом не переносит вида этого животного. Если, например, его укусила бешеная собака, отныне одно появление собаки — или даже изображение, а то и просто упоминание — повлияет на него негативно, вызовет «аллергическую» реакцию. Вот и у людей, ужаленных змеями, изображение змея естественным образом должно было вызвать негативную реакцию, ухудшить их состояние — а они, наоборот, исцелялись! Так Б-г продемонстрировал, что не в законах природы дело, а в раскаянии и близости к Нему.
Так что никаких «чудотворных» свойств змей не имел: наоборот, чудо приходило не благодаря, а вопреки ему — от Б-га.
Наконец, упомянутый Вами случай с костями пророка Элиши: тело умершего при погребении скатилось к костям Элиши и, прикоснувшись к ним, умерший «ожил и встал на ноги» (Мелахим II, 13:21). Здесь тоже поможет пояснение Талмуда (Санедрин 47а): он только «ожил и встал на ноги» — но домой не вернулся. То есть вернулся к жизни он не по-настоящему. Т. к. на самом деле он был нечестивцем, лжепророком. И ожил и встал на ноги лишь потому, что не заслуживал быть похороненным рядом с праведником и истинным пророком Элишей. Поэтому, когда получилось так, что его тело скатилось к костям пророка, Б-г сотворил это чудо, чтобы нечестивец не остался похороненным там.
Таким образом, здесь вовсе не идет речь о чудесном воскрешении или исцелении с помощью костей пророка.
Но справедливости ради упомянем, что в комментариях приводится и другая трактовка этого случая: человек ожил по-настоящему, он был великим праведником. Согласно этой трактовке, его воскрешение — исполнение обещания пророка Элияу, что тот дух Б-га, который был на нем, Элияу, будет на его ученике и преемнике Элише вдвойне (там же 2:9). Элияу чудесным образом воскресил одного человека — сына женщины из Царфата (Мелахим I гл. 9), а Элиша — двух: одного при жизни — сына женщины из Шунема (Мелахим II гл. 4), а другого — уже после смерти.
И воскрешали только эти два пророка. Ни до, ни после подобных случаев мы не встречаем, хотя и до, и после них были великие пророки, в чем-то даже более великие, чем они. Ведь до этого был Моше Рабейну — «отец пророков», уровень которого был высшим. Был также Шмуэль, который по-своему был «равен по весу Моше и его брату Аарону, вместе взятым». Но ни Моше, ни Шмуэль подобным образом мертвых не воскрешали. Так что очевидно: у каждого пророка была своя роль, и Элияу с Элишей были уникальны тем, что ради их заслуг Б-г совершил эти чудеса. После них ни один пророк такого не делал, и очевидно, что никакого доказательства «чудотворного» воздействия костей праведников здесь найти нельзя.
Зато из Торы (Бемидбар 19) ясно, что тело любого умершего, даже самого праведного при жизни, передает ритуальную нечистоту (тума) тому, кто к нему прикоснется, и потребуется сложный процесс очищения. Поэтому коаним — «священникам», обладающим особой святостью, обязанным избегать ритуальной нечистоты, следует держаться подальше от мертвых (Ваикра 21:1) и вообще от кладбищ и больниц. Такие вот «чудеса». (А уж иконы вообще ни в одном из упомянутых здесь случаев не фигурировали, какие там доказательства).
В целом в эпоху Торы и пророков присутствие Б-га было более очевидным, поэтому Он временами совершал отрытые чудеса — самыми разными «средствами», и люди могли получать от Него прямые послания через тех же пророков. Но с тех пор времена изменились: уже давно нет пророков и открытых чудес, а Б-г продолжает править миром через законы природы. И за всю историю последнего изгнания, продолжающегося уже два тысячелетия, наш народ выжил не открытыми чудесами, вроде рассечения Красного моря или изготовления медного змея, а скрытой, но реальной поддержкой Б-га.
Внешне действовали исключительно законы природы; могущественные императоры, канцлеры и генсеки преследовали и пытались уничтожать, вроде бы, обладая необходимыми для этого средствами, но каким-то образом мы все же выживали. Так что наше дело — не искать спасения и исцеления какими-то «чудотворными» средствами, а учиться находить и видеть Руку Б-га за совершенно «естественными» природными явлениями и человеческими действиями. Ощущать, что все это происходит по Его воле и зависит от Него. И за исцелением и спасением обращаться непосредственно и исключительно к Нему.
С уважением, Меир Мучник
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Ашер Кушнир
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский