Темы: Голем, Реувен Куклин, Каббала, Маараль из Праги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Аллейхем! Кто же все-таки такой голем (миф или реальность)? И правда ли, что кому-то все-таки удалось сделать голема (Махараль из Праги и др.)? И возможно ли в наше время это сделать? Что для этого нужно? Какие «ингредиенты» и заклинания?
Голем это человек, созданный в соответствии с указаниями книги Йецира — древнейшей каббалистической книги, написанной, по одним мнениям, Адамом, по другим, — Авраамом. В ней описывается, как при помощи различных сочетаний букв имени Б-га создавать всевозможные материальные вещи. В Талмуде (трактат Санедрин 65 б) сообщается, что Рава, используя указания этой книги (см. Раши там) создал человека, так называемого голема. Там сообщается также, что рабби Ханина и рабби Ошая накануне каждой субботы изучали эту книгу и создавали по её инструкциям молодого телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.
Однако книга написана тяжелым языком, «закодирована». Многие вещи, сказанные в ней, понятны лишь единицам. Это одна из причин того, что за всю историю известно лишь о немногих евреях, которые создали с её помощью какие-либо материальные сущности.
Есть и ещё одна причина. Этой книгой могут пользоваться только большие праведники и пророки. Также лишь тот, кто находится на особом уровне святости и духовной чистоты, может пользоваться Именами, указанными в ней. Кроме того, эти Имена можно использовать только во имя Б-га и ради выполнения большой заповеди. Иначе человека может постичь страшная кара, как сказано в комментариях Таз (Турэй Заhав) и Шах (Сифтэй Коэн) — Йорэ Дэа 179.
Рав Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона на Сифра дэ-Цниута сообщает, что Виленский Гаон досконально знал эту книгу. Рав Хаим пишет, что спросил у Виленского Гаона: «Если Вы так чудесно знаете эту книгу, Вы же можете создать с её помощью голема?». На что Виленский Гаон ответил, что он, действительно, как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод. На вопрос, сколько лет ему тогда было, Виленский Гаон ответил, что был моложе 13 лет.
Существует известное предание о том, что Маараль из Праги создал голема. Это предание бытует как среди евреев, так и среди неевреев. Как известно, в Праге стоит статуя голема, что показывает, насколько сильна вера в создание голема у местного населения. В начале прошлого века была издана книга Нифлаот Маараль, которая, по утверждению издателя, была написана зятем Маараля. В ней подробно рассказывается о создании Мааралем голема. Однако многие сомневаются в истинности этого предания, а также в подлинности этой книги.
Из сказанного в Талмуде видно, что для создания голема нет необходимости ни в каких «ингредиентах».
С уважением, Реувен Куклин
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.
Батшева Эскин
Рассказывают, что великий мудрец Торы Маараль, рабби Раби Йеуда-Лива бар Бецалель, пражский раввин XVI века, используя свои познания в практической каббале, оживил безжизненный кусок глины и превратил его в супер-человека, защитника еврейского народа от кровавого навета
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Беер агола»
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Беер агола»
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его