Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

На сколько можно опоздать с зажиганием свечей в субботу?

Темы: Суббота, Зажигание свечей, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом Алейхем! Почему опоздать с зажиганием свечей в шаббат можно только на 18 минут? И о чем говорит нам эта цифра? Что она означает? Почему именно столько?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, я не совсем понимаю, что означает «опоздать с зажиганием свечей». Поэтому объясним существующие обычаи в отношении времени зажигания Шаббатних свечей.

Запрещено зажигать Шаббатние свечи после захода солнца, т.к. с захода солнца уже нельзя совершать любые действия, запрещенные в Шаббат. Шаббатние свечи необходимо зажигать за некоторое время до захода солнца, таким образом, чтобы выполнить заповедь тосэфет Шаббат — «добавлять от будничного к святому». Подробнее см. об этой заповеди статью «Когда для мужчины начинается суббота?» . Принято, что женщина принимает на себя Шаббат с момента зажигания субботних свечей, соответственно, с этого момента ей нельзя совершать любые действия, запрещенные в Шаббат.

При расчете времени зажигания субботних свечей принято учитывать мнение одного из ришойним (ранних комментаторов), автора Йерэим, который полагает, что действие запрета на совершение работ, запрещенных в субботу, начинается еще до захода солнца — за такое время до захода, которое необходимо человеку, чтобы пройти ¾ «мили». Это мера длина, равная 960 метрам, по мнению рава Хаима Ноэ, и 1152 метрам, по мнению Хазон Иша. По мнению Мишна Бруры (261:23) это время составляет приблизительно 13,5 минут. Поэтому если добавить к этому времени тосэфет Шаббат, минимум 2—5 минут (тосэфет Шабат может быть и больше), то получится, что время зажигания свечей — приблизительно 18—20 минут до захода солнца. В Эрэц-Исроэль принято зажигать субботние свечи в Тель-Авиве за 22 минуты до захода солнца, в Хайфе за 30 минут до захода солнца, в Иерусалиме за 40 минут до захода солнца.

Если женщина опоздала с зажиганием свечей в положенное время, она может зажечь их за 2—5 минут до захода солнца. Категорически запрещено зажигать Шаббатние свечи после захода солнца.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Шаббат — еврейская суббота

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его