Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрецы, Цфат, Скромность, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Богобоязненность
Раби Элазар бар Моше Азкари (Сефер харедим; 5293—5360 /1533—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт.
Родился двадцать седьмого ияра 5293 /1533/ года в семье выходцев из Испании, нашедших убежище на Святой Земле. Изучал Тору в Цфате у р. Йосефа Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабита; см.), а мудрость кабалы постигал из уст р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).
Начиная с 5324 /1564/ года вел дневниковые записи, в которых отразилась повседневная жизнь кружка кабалистов, целиком посвятивших себя служению Всевышнему.
Эти записи, охватывающие период в тридцать пять лет, были опубликованы после смерти р. Азкари под названием Милей дешмайя (Дела небесные).
В течение долгих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша (синагогального служки), скрывая от окружающих свои глубочайшие познания в тайных и открытых разделах Торы. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш.
В 5348 /1588/ году р. Азкари завершил свой основной труд — комментированный перечень заповедей, получивший название Сефер харедим (Книга трепещущих). В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему.
Впервые напечатана в Венеции в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. Книга пользовалась значительной популярностью и выдержала три десятка изданий; на нее написано несколько комментариев.
В самом авторитетном современном кодексе Мишна брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать Сефер харедим и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».
Сохранилось сорок пиютов (духовных гимнов), принадлежащих перу р. Азкари, — все они проникнуты любовью к Всевышнему и стремлением «прилепиться» к Нему. Особенной популярностью пользуется его песня, начинающаяся словами Йедид нефеш, ав арахаман (Возлюбленный моей души, Отец милосердный!). «Сжалься надо мной и не скрывай от меня Свой лик», — просит поэт у Б-га.
Этот пиют, завораживающий своей лирической силой, включен во многие сидуры и махзоры — его принято исполнять во время третьей субботней трапезы, провожая прекрасную Царицу-Субботу.
В 5763 /2002/ году в Йерушалаиме были впервые изданы рукописи р. Азкари, содержащие его комментарии на Пятикнижие.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»