Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Исследователь: Возможно ли исторически доказать откровение у горы Синай?

Рав: Отвечу вопросом на вопрос: есть ли, по вашему мнению, события, произошедшие в прошлом, или личности, жившие в прошлом, много лет до того, как вы родились, к которым вы можете относиться как к реальным историческим событиям или как к людям, которые жили на самом деле?

Исследователь: Несомненно, имеются такие личности и события, к которым историки, а вслед за ними и все остальные, относятся как к реальным историческим фактам.

Рав: К каким историческим личностям и к каким событиям историки относятся как к бесспорным фактам? Вы можете привести примеры?

Исследователь: Александр Македонский, Джорж Вашингтон, войны Наполеона.

Рав: Откуда историки знают, что событие, считающееся фактом, действительно произошло? Возьмите самое несомненное событие, которое историки считают непреложным фактом, и проанализируйте причины, из-за которых ученые уверены, что данное событие действительно произошло. Перечислите критерии, которым должно отвечать историческое событие, чтобы считаться бесспорным фактом. Я принимаю на себя следующее обязательство:

1. Показать, что все эти критерии выполняются по отношению к Откровению у горы Синай.

2. Доказать, что во всей истории не было события, по отношению к которому эти критерии выполнялись бы с той же силой, с какой они выполняются по отношению к Откровению у горы Синай.

3. Что есть дополнительные причины, вследствие которых следует относиться к Откровению как к несомненному историческому факту, причины, которых нет у любого другого исторического события.

Каковы же эти критерии?

Исследователь: 1. Прежде всего – непрерывная интенсивная историческая традиция, то есть – информация течет непрерывно и передается по различным и многочисленным каналам, независимым один от другого.

2. Событие произошло перед большим количеством людей.

3. Документы, обнаруживаемые обычно при археологических раскопках, подтверждают переданное. Кроме того, сравниваются данные из различных источников.

Рав: Мы увидим, что Откровение у горы Синай и события, описываемые в Торе, отвечают этим критериям в бóльшей степени, чем любое другое историческое событие.

“Испорченный телефон”

Исследователь: Как передавалась Тора Израиля, со всеми ее подробностями и деталями? Как могла столь сложная система передаваться без искажений в течение столь многих поколений? Возьмите, к примеру, известную детскую игру “испорченный телефон”, когда несколько человек сидят в ряд, первый из них шепчет определенное слово соседу, тот – своему соседу и т.д., пока не дойдет до последнего, который и говорит полученное слово вслух. Забавно видеть, как слово постепенно меняется. Что же предотвращало подобные ошибки при переписывании Письменной и передаче Устной Торы? Почему незаметные погрешности не могли вкрасться на каждом этапе длинной цепочки передачи Торы, давая в сумме нечто совершенно отличное от первоначального?

Рав: Давайте используем для наглядности этот же самый пример и попытаемся построить игру в “испорченный телефон” с “системами защиты данных”, которые смогут предотвратить всякую ошибку при передаче. Можно построить шесть “систем защиты”, каждой из которых достаточно, чтобы в передаваемую информацию не вкралась никакая погрешность.

Система защиты №1. Каждый участник передает вместе со словом предмет, о котором идет речь. Если слово – “стул”, то он должен передать стул, и второй участник, слышащий слово и получающий стул, услышит именно “стул”, а не какую-то другую вариацию, и даже если он услышит что-то другое, он сразу же поймет, что должен перепроверить, что именно сказано, ведь налицо противоречие между тем, что он слышал, и предметом, который получил... Игра в “телефон”, проводимая в соответствии с такими правилами, не может быть “испорченной”. Слово, сказанное первым участником, перейдет по цепочке без изменений и искажений.

Система защиты №2. Первый участник передает записку с основными тезисами сообщения.

Система защиты №3. Каждый участник повторяет слово соседу пятьдесят раз. В таких условиях слово, несомненно, будет передано точно. Ведь даже если десять из пятидесяти раз сосед услышит различные вариации слова, в большинстве случаев он все же услышит его правильно, тем более что остальные, неправильные вариации будут различными. К примеру, если он сорок раз услышит “баран”, а десять раз – различные варианты ошибок, например “экран”, “таран”, “кран”, то анализ всех ошибок приведет его к заключению, что исходное слово было “баран”. И если, тем не менее, у него останется какое-то сомнение, он попросит соседа пояснить, какое же слово имелось в виду. В игре, проводимой согласно таким правилам, тоже не будет искажений.

Система защиты №4. Поставим десять рядов участников. Первые участники в каждом ряду согласуют между собой, какое слово загадать. Если последние участники в каждом ряду скажут одинаковое слово, то мы будем знать, что оно было передано без искажений. Ведь невозможно представить, что во всех рядах произошла одна и та же ошибка.

Система защиты №5. Будем делать эти упражнения в течение десяти дней подряд. В разные дни – разное настроение участников, меняется внимание и сосредоточенность. Если во все десять дней все пришли к одному результату, мы можем быть уверены, что не произошло никаких искажений.

Система защиты №6. Участники будут предупреждены, что тот, кто исказит информацию, получит строгое наказание, а тот, кто передаст ее точно, получит награду. Страх перед наказанием и стремление к награде заставят их стараться изо всех сил.

Система защиты №7. Поднимем мотивацию участников, объяснив им, насколько правильная передача информации важна для общества, для человечества и т.д. Это еще одна причина, чтобы постараться передать информацию правильно.

На самом деле, каждой из вышеописанных систем защиты достаточно, чтобы снизить вероятность искажения до минимума или даже до нуля. Тем более если мы сможем создать игру, где все эти системы защиты будут действовать вместе: участники скажут слово, передадут предмет, повторят слово пятьдесят раз в день в течение десяти дней, в игре будут участвовать десять параллельных рядов и все это после того, как мы выработали у участников очень сильную мотивацию, обещали им награду и запугали их жестоким наказанием, объяснили им важность задачи и последствия ее выполнения, и кроме всего этого, от участника к участнику передается записка с основными тезисами или намеком на передаваемое слово или информацию. В таких условиях искажение станет совершенно невозможным...

Тора передавалась из поколения в поколение со всеми этими “системами защиты”, делающими фальсификацию невозможной, и кроме того, еще и с дополнительными средствами защиты.

Тора передается из поколения в поколение исторически непрерывно.

Непрерывность традиции, как сказано выше - ключевое слово в исторической науке, и она является основной причиной для того, чтобы рассматривать события прошлого как исторические факты. События, передающиеся по непрерывной цепочке, считаются фактами. Повествование о таком персонаже истории, как Александр Македонский, переходит из поколения в поколение в виде рассказа, произошедшего на глазах массы людей. Если оно придумано и на самом деле никто никогда не видел А. Македонского, тяжело объяснить, как можно было его придумать и убедить массы, что он существовал.

Рассказ о Мухаммаде, “пророке” ислама, который рассказал, что, будучи один в пустыне, встретил ангела Гавриэля, переходит из поколения в поколение по непрерывной цепочке. Таким образом, нам известно, что такой человек существовал, его видело множество людей! Однако мы ничего не знаем об истинности его рассказа, ведь даже согласно их истории, никто не видел, как он встретил ангела Гавриэля... И поэтому мы знаем, что был такой человек, и мы знаем: он утверждал, что встретил ангела Гавриэля. Произошла ли эта встреча в действительности? В это нужно слепо верить, так как свидетелей не было, и доказать ничего невозможно.

Тора Израиля дошла до нас по непрерывной интенсивной исторической цепочке, которая не имеет себе подобных в любом другом народе. Никто на свете не может назвать по именам людей в различных поколениях, которые поставили себе целью передать рассказ об Александре Македонском. Непрерывная историческая цепочка вокруг истории о нем безымянна. Тора же передается по непрерывной поименной цепочке. Историческая цепочка передачи Торы точно датирована, мы знаем, кто были главы поколения, которые передали Тору следующему поколению (кроме, естественно, всего остального народа, который передавал от отца к сыну Тору и рассказ об Исходе), когда они получили эту должность и когда каждый из них умер и передал скипетр правления следуюшему руководителю. Уже одна такая ясная и непрерывная историческая традиция превращает всякую попытку “вживления” вымышленного рассказа в невыполнимую задачу.

Имена предводителей народа во всех поколениях известны нам. Мы знаем также множество деталей о них, об их характере, поговорках, которые они употребляли, о событиях, которые произошли в то время, когда они жили включая различные происшествия в их частной жизни. В определенных случаях сохранилось даже описание их внешнего вида. Ввиду такой детализации нет места для предположения, что возможно было вдруг внести такую грандиозную систему, как Тора Израиля, не оставив при этом отпечатка.

Передаваемая Тора чрезвычайно подробна и детализирована. Те, кто утверждает, что кто-то выдумал этот рассказ, не принимают во внимание, что на нем лежала бы крайне тяжелая задача: убедить слушателей в правильности всех деталей. ”Реставрированные” исторические рассказы обычно характеризуются круглыми датами и круглыми числами. Когда говорят о древних египетских династиях, восстановленных исследователями, всегда оперируют круглыми числами – 2000 или 3000 лет до н.э. и т.п. Как можно через такой длительный промежуток времени достичь подробных знаний на уровне точных чисел?

В Торе же, напротив, точные числа есть в изобилии. Тора сообщает нам, например, о точном количестве воинов в каждом колене в начале странствования по пустыне и в конце. Если бы это не было написано “в реальном времени” и дано людям, которые знают, что вот сейчас завершился подсчет и данные точны, каким образом потом определили эти данные и как убедили массы народа принять их и поверить в них?

Тора непрерывно передается из поколения в поколение, опираясь на действия, исполняемые каждый день, и на предметы, сопровождающие эти действия (талит, тфилин, шофар, лулав и т.п.) (Система защиты №1)

Значение этого в том, что если передача предмета обеспечивает “надежность” “телефона”, то уж тем более - такая комплексная система. Ведь мы накладываем те же тфилин, что и наши предки (а законы тфилин включают в себя около семи тысяч деталей! – прим.перев.) Каждый мальчик в тринадцать лет получает от отца тфилин и накладывает их так, как это делает его отец. Это невозможно изменить. Представим себе, что человек придет в синагогу и наложит тфилин с позолоченными ремнями (ремни, по закону, должны быть черными – прим.перев.) . Когда его спросят, что это, он ответит, что такова новая мода. Его выгонят из синагоги! Мишна в трактате Сукка рассказывает о священнике, который вылил воду к своим ногам вместо того, чтобы возлить ее на жертвенник, “и весь народ забросал его этрогами” (цитрусовыми плодами, используемыми в суккот).

Речь не идет об одной заповеди и о об одном действии. Речь идет о целой системе действий, которые исполняются непрерывно из поколения в поколение. Как можно внести изменения, пусть даже незначительные, в систему, передающуюся вместе с постоянным исполнением действий?

Тора передается вместе с записанным документом (Пятикнижием), включающим в себя ее основные тезисы (система защиты №2).

Тора беспрестанно изучается и повторяется каждый день в течение всей истории (система защиты №3) как заповедано в Торе “и повторяй их детям твоим” и как пророчествовал Йешаяу (59): “А Я – вот Мой завет с ними, сказал Г-сподь, Мой дух, который на тебе, и слова, которые Я положил в твои уста, не отойдут от твоих уст, и от уст твоего потомства, и от уст потомства твоего потомства отныне и навеки, как в той системе, когда каждый участник повторяет слово пятьдесят раз. И действительно, не было в истории ни одного года, когда не были бы созданы сотни работ по Торе, не прошло ни одного дня без того, чтобы тысячи еврейских детей, их родителей и учителей не занимались бы Торой.

Череда поколений, через которую переходит Тора – это не одна цепочка, а целая сеть цепочек, распростертая по всему миру (система защиты №4). Некоторые из них были оторваны друг от друга в течение многих сотен лет, и, несмотря на это, в конце концов вернулись с той же Письменной Торой, с той же Устной Торой, Мишной, Талмудом, 613 заповедями и с теми же основами веры. Это подобно параллельным линиям в вышеупомянутом “испорченном телефоне”. Не может быть, что во всех линиях произойдет одно и то же искажение!

Каждый день евреи повторяют ту же самую молитву и те же самые заповеди. (система защиты №5). И так – каждую субботу и каждый месяц. Как в том упражнении, повторяющемся несколько дней с одинаковым результатом, что свидетельствует о точности в передаче сообщения.

Те, кто передавали Тору, относились к ней с наивысшей серьезностью. (Система защиты №6). Раби Ишмаэль говорит своему ученику раби Меиру, который был переписчиком священных текстов: “Сын мой, будь осторожен в твоей работе, ведь она – работа Неба, чтобы не пропустить букву и не добавить лишнюю, и не разрушить тем самым весь мир” (Вавилонский Талмуд, Эйрувин 13).

Те, кто передавали Тору, осознавали огромную важность своей задачи, и были готовы на любые усилия, чтобы передать ее в точности. Они весьма и весьма преуспели в этом, ведь свиток Торы переписывается людьми и содержит более трехсот тысяч букв, и каждая переписка подобного документа обычно вносит в него немалое количество ошибок. Через определенное время можно ожидать, что образуется несколько вариантов текста, отличающихся друг от друга буквами и, возможно, даже словами. И действительно, древние книги, включая те из них, которые переписчики были чрезвычайно заинтересованы скопировать точно, содержат множество ошибок, и имеются различные их вариации. Например, евангелие, основная книга христианства, относительно невелико – около 140 тыс. букв, и его возраст – около 1900 лет. Сегодня существует 150 тысяч вариантов евангелия! А книга Торы Моше, которая в два раза больше и в два раза старше, сохранилась полностью, во всех разбросанных по миру общинах Израиля, без изменений.

Мы не раз слышали о том, как евреи были готовы потерять все свое имущество, чтобы спасти свиток Торы, евреи бросались в огонь, чтобы попытаться спасти свитки Торы от пожара...

Исследователь: Не спешите! Действительно, книги Торы точны, и есть много общего между соблюдающими заповеди евреями из различных общин, но как быть с многочисленными спорами? Как они возникли? Не свидетельствуют ли они о неточности?

Рав: Существуют, действительно, споры, но следует видеть их в правильной перспективе и в правильной пропорции. Ведь, несмотря на все споры, 95 процентов системы – общие для всех, и эта львиная доля включает в себя все основные вещи – 13 основ веры, 24 книги Священного Писания, Шесть трактатов Мишны, Вавилонский Талмуд и т.д. Все споры относятся к частным деталям законов, в то время как основы Торы и все заповеди общеприняты. Нет споров о форме тфилин, о строении молитвы или об основах законов Субботы и т.п., споры ограничиваются теми областями, где нет однозначного решения и где изначально ясно, что могут возникнуть споры.

В иудаизме есть колоссальная мотивация передать Тору в точном виде (система защиты №7). Много сказано о великой награде изучающих Тору и передающих ее с большой точностью. Эта мотивация на протяжении еврейской истории выражалась во всех общинах Израиля в самопожертвовании, с которым евреи относились к исполнению всех тонкостей заповедей. Еврейские матери создали вокруг Торы Израиля великую защитную стену, называемую, как мы сказали, самопожертвованием. Эти матери воспитывали своих детей и говорили им: “Если придут враги и скажут вам: “Соблюдайте все заповеди, учите Тору, выполняйте все приказы Торы, но только сотрите одну букву в Торе, – чтобы показать, что вы не до конца принимаете совершенство Торы...” - говорили матери сыновьям, - “Умрите, но не измените ничего”...

К нашему великому сожалению, еврейскому народу не единожды была дана возможность доказать кровью свою приверженность Б-гу Израиля и Торе Израиля, приверженность, которую ни христиане, ни мусульмане, ни их деспотические законы, ни их цари-тираны, не смогли пересилить. Как те 400 детей, взятых в плен римлянами, которые бросились в море и потонули, чтобы не преступать тяжкие запреты Торы (Мидраш Раба). Крестовые походы, инквизиция, изгнания, периоды, когда источники пропитания для евреев были ограничены до минимума и ниже, в то время как одним мановением руки и одним словом они могли получить все привилегии, которых удостаивались отступники... Очень немногие избрали эту возможность, подавляющее большинство предпочли смерть, а не предательство (и не только ученые и знатоки Торы, но и простые евреи). И в нашем поколении, в страшные дни тьмы Катастрофы, очень многие евреи продолжали молиться, изучать Тору и соблюдать заповеди, несмотря на все запреты и угрозу смерти и мучений, которые страшнее смерти, – ничего не помогло: даже в самых тяжелых условиях евреи продолжали изучать Тору и исполнять ее заповеди.

Эти описания – не только повествования о мужестве, свидетельствующие о характере нашего народа и его верности своим идеалам; описания эти являются также доказательством точности передачи Торы, ведь поскольку люди жертвовали собой и не уступали ни в одной детали и не отказывались ни от одной буквы, как могли заповеди Торы исказиться? Если бы кто-то пожелал добавить новую деталь к определенной заповеди, не говоря уже о введении новой заповеди), евреи сразу же отвергли бы это, ведь даже одну букву они не дали бы добавить к Торе!

Все это вместе соединяется в одну большую систему защиты, не имеющую себе подобных по силе. Эта защита обеспечивает абсолютную невозможность внесения каких-либо изменений или фальсификации.

Истина или подделка?

Мы должны помнить, что существуют только две альтернативы: или Тора была дана в то время, о котором говорит Традиция, или позже. Нет никакой третьей возможности.

Поскольку Тора представляет себя как написанную и данную во время описываемых ею событий (“И написал Моше эту Тору, и дал ее священникам... и старейшинам Израиля”; “Вы стоите сегодня все... не с сынами вашими [говорил Г-сподь], а с вами”; “Вы видели, как с небес говорил Я с вами”, и т.п.), то тот, кто утверждает, что она была написана и дана позднее, обязан это доказать (см. приложение 5 о понятии презумпции и обязанности доказательства). Ведь если она написана позднее, то перед нами фальсификация... Соответствует ли здравому смыслу предположение, что возможно подделать такой большой документ, как книга Торы, и в течение тысяч лет никто не выявит эту фальсификацию?

Традиция знаков кантеляции

Одна из удивительных вещей, показывающих нам силу еврейской традиции – это традиция знаков кантеляции.

Знаки кантеляции (таамей микра) – это система знаков препинания. Современные знаки препинания помогают нам читать текст и понимать его. Это точка, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки и т.д. Система кантелляционных знаков включает в себя большой диапазон акцентов, которые позволяют читателю почувствовать точное выражение, с которым предложение было сказано, различные признаки соединения на разных уровнях, множество видов степеней паузы и т.п.

Знаки кантеляции известны больше со своей музыкальной стороны, чтение со знаками кантеляции – это чтение с приятным напевом. Существуют различные мотивы знаков кантеляции, меняющиеся от общины к общине. С этой точки зрения таамей амикра могут, на первый взгляд, являть собой пример проникновения “воздействия внешней среды” в еврейские обычаи, ведь напев, которым пользуются ашкеназские евреи, отличается от напева восточных евреев, и среди самих восточных евреев есть тонкие различия между разными общинами... В мотивах восточных евреев явственно заметно влияние восточной музыки, а в напеве, с которым читают Торы ашкеназские евреи, заметно влияние европейской музыки. Таким образом, таамей амикра являются примером влияния внешней среды в действии... Так ли это?

На самом деле, у знаков кантеляции есть два назначения. Приятный на слух мотив – это только второстепенная функция таамей амикра, в то время как их основная цель – образовывать систему знаков препинания, без которой невозможно понять смысл стихов Писания. Без такой системы многие стихи неоднозначны и могут быть поняты по-разному. Здесь система знаков кантеляции должна быть единой, ведь смысл стихов должен пониматься всеми евреями одинаково. С другой стороны, напев, цель которого – сделать изучение Писания приятным, – это нечто очень индивидуальное. У каждого свой вкус, и у каждого есть свои любимые мелодии.

И вот что удивительно. Системы защиты, которые защищают еврейскую традицию, чтобы в нее не проникло ничто чуждое, сработали здесь избирательно. Воздействие внешней среды действительно оставило свои следы, но только в той области, где изменения не имеют никакого значения. Ведь не имеет принципиального значения, с каким напевом мы читаем Тору, и наоборот, поскольку цель напева – сделать чтение Торы более приятным для слуха, может быть даже и хорошо, что образовались различные мотивы, так что у каждого есть мелодия, близкая его сердцу. Но основное значение таамей амикра – система знаков препинания – осталось на своем месте и не претерпело изменений. Если ты любитель восточной музыки – иди в сефардскую синагогу, если ты предпочитаешь музыку европейскую – иди в ашкеназскую синагогу, но если ты хочешь понять смысл читаемого – иди в любую синагогу, и везде ты услышишь один и тот же смысл! Те же паузы, та же интонация, та же форма передачи...

Не нужно быть большим специалистом в музыке, чтобы понять, что такое явление не происходит случайно, и что здесь сработала очень изощренная система защиты, которая защитила только главное, в то время как изменения произошли только в той области, где они не принесут вреда. Там же, где изменения нанесли бы вред, сохранилось единообразие!

Исследователь: Является ли это однозначным доказательством того, что система сохранилась сверхъестественным образом?

Рав: Возможно. Однако даже если мы не примем это как доказательство сверхъестественности, одно, несомненно, ясно: что система была прекрасно сохранена теми, кто хранил ее и передавал из поколения в поколение.

Единство календаря

Еврейский календарь построен таким образом, что в части месяцев есть 29 дней, и они называются “неполными месяцами”, а в части – 30. Порядок месяцев – не последовательный, то есть – неполный, полный, неполный и т.д., а смешанный. Могут быть два неполных месяца один за другим, или два полных; есть года, когда месяцы Хешван и Кислев полные, есть - когда неполные, а есть - когда один полный, а другой неполный.

Йеменские евреи покинули Землю Израиля еще до разрушения Первого Храма, и не вернулись туда, когда был построен Второй Храм. В течение очень долгого времени они были оторваны от всего остального народа. На протяжении очень длительного периода не было почти никакой связи между ними и другими общинами (и йеменская община – только одна из многих общин, связь с которыми была прервана). Как случилось такое, что подсчет месяцев и дней в Йемене и в остальных местах остался идентичным, и между календарем йеменских евреев и всех остальных нет никакой разницы? Ведь ошибка могла вкрасться так легко! Если бы даже в одном случае было несоответствие, мы наблюдали бы странное явление: еврейские праздники отмечались бы в различных общинах в разные дни! Удивительно, что когда была восстановлена связь между отдаленными друг от друга общинами, выяснилось, следующее: все эти годы месяцы подсчитывались совершенно одинаково! Каким образом все сумели определять то же самое количество дней во всех месяцах?

Исследователь: Но есть ведь заранее известный алгоритм вычисления полных и неполных месяцев?

Рав: Во-первых, календарь, основанный на таком алгоритме, был установлен Гилелем Вторым в конце периода амораев – через сотни лет после того, как йеменские евреи покинули Землю Израиля. Во-вторых, само по себе удивительно, каким образом во всех общинах Израиля сохранился один и тот же весьма сложный алгоритм? Тот, кто немного задумается над этим явлением, увидит, что традиция сохранилась среди евреев с поразительной точностью.

Еще информация для размышления: счет месяцев.

Рамбан в комментарии на книгу Шмот (12:3) говорит: «Причина заповеди «этот месяц для вас – начало месяцев» в том, этот месяц считался у Израиля первым, и от него отсчитывались бы остальные месяцы – второй, третий и т.д. до конца года, чтобы это было памятью о чуде [исхода из Египта], и поэтому в Торе нет имен для месяцев…» На протяжении всего библейского периода подсчет месяцев был именно таким, и до сих пор, несмотря на то, что после Вавилонского изгнания у месяцев есть имена, мы знаем, что Нисан – это первый месяц, Тишрей – девятый и т.д. Каким образом начался этот подсчет, если не с начала, людьми, которые были там и помнили?

Рукоположение (смиха)

«Однажды злодейское царство (Рим) издало постановление, что всякий, кто рукополагает, будет убит, и всякий, кто был рукоположен, будет убит, и город, в котором произвели рукоположение, будет разрушен… Что сделал Йеуда бен Бава? Пошел и сел между двумя большими городами – между Ушей и Шфарамом, - и рукоположил там пять старейшин – раби Меира, раби Йеуду, раби Шимона, раби Йоси и раби Элазара бен Шамуа… Когда враги заметили их, они сказал: «Дети мои, бегите!» Сказали ему: «Раби, что будет с тобой?» Сказал им: «Я стою перед ними как камень, который некому перевернуть». И не ушли оттуда [римляне], пока не вонзили в него триста железных стрел и не сделали его подобным ситу» (Санедрин 14).

Что это за «рукоположение», «смиха», которого так опасались римские власти, что ввели суровое наказание тому, кто попытается его произвести, и римская армия была поднята на ноги, чтобы воспрепятствовать этому?

Что это за «рукоположение», ради которого раби Йеуда бен Бава пожертвовал своей жизнью, и когда римляне поняли, что их замысел не удался и что рукоположение все-таки состоялось, они выразили свой гнев тем, что вонзили триста копий в тело раби Йеуды бен Бавы? Очевидно, это варварство есть не что иное, как выражение ярости и бессилия, ведь, чтобы убить раби Йеуду, достаточно было одного копья.

Передача Письменной и Устной Торы из поколения в поколение возложена на мудрецов, учителя которых рукоположили их и объявили во всеуслышание, что они достойны того. Эти мудрецы – это раввины, и они же были главами йешив, учителями Торы. «Рукоположенные» мудрецы руководили народом Израиля до разрушения Второго Храма и несколько десятилетий после (тогда Тора уже была распространена по всему миру, как мы объясним в следующей главе).

Исследователь: Что такое рукоположение? Кто может его произвести?

Вот цитата из свода законов Рамбама, гл. 4 из Законов Санедрина (еврейского суда).

«Необходимо, чтобы один из членов Высшего Санедрина (суда), Малого Санедрина и суда из трех судей, был рукоположен… Моше рукоположил Йеошуа, как написано: «И возложил свои руки на него, и заповедал ему». Семьдесят старейшин также были рукоположены Моше, и на них спустилось Б-жественное присутствие, и эти старейшины рукоположили других, а те, в свою очередь – других, и так далее… Таким образом, рукоположение каждого восходит до суда Йеошуа и до суда Моше. Рукоположение, то есть назначение судей, производится только в присутствии трех человек, причем один из них должен быть рукоположенным от других…»

Поскольку рукоположение осуществлялось именно таким образом, мы можем быть уверены в высоком уровне тех, кто передавал Тору из поколения в поколение.

Первый свиток Торы + распространение в мире + «защита документа»

Свиток Торы был написан Моше и положен рядом с Ковчегом Завета, как написано: «И записал Моше эту Тору, и дал ее священникам, сынам Леви, несущим Ковчег Завета Б-га, и всем старейшинам Израиля» (Дварим 31:9). Далее написано: «И сказал Моше левитам, несущим Ковчег Завета Б-га: «Возьмите эту книгу Торы, и положите возле Ковчега Завета Г-спода, Б-га вашего, и будет вам там свидетелем». Эта книга существовала почти до самого разрушения Первого Храма, что записано в Вавилонском Талмуде. Следует отменить, что Вавилонский Талмуд был записан 1600 лет назад – в 367 г., то есть всего восемьсот лет после того, как Ковчег и Книга были спрятаны. На протяжении этих восьмисот лет данная информация передавалась пунктуально и точно, с помощью методов, описанных выше.

Перед разрушением Первого Храма началось рассеяние еврейского народа в мире (принято считать, что йеменские евреи находятся в Йемене еще с конца периода Первого Храма). Евреи, уходя в изгнание, брали с собой самое дорогое для них – свитки Торы… С того момента, как книга Торы распространилась по всему миру, нет никакой возможности изменить ее, и если свитки Торы возвращаются из разбросанных по всему миру еврейских общин совершенно одинаковыми, без каких-либо различий между ними, мы можем быть уверены, что Книга не была изменена с момента ее распространения по миру. (Вспомним о сказанном выше по поводу вариаций в «Новом Завете»).

Свиток, который написал Моше

В тот период, когда евреи жили на своей земле, они проводили раз в семь лет собрание всего народа, о котором сказано: «Собери народ – мужчин, женщин и детей» (Дварим 31:12). Весь народ приходил на праздник Суккот в Храм, где царь читал перед всеми пятую книгу Пятикнижия, и каждый мог услышать точный текст и сравнить его с тем, который был у него в распоряжении.

«Защита от записи»

В компьютерных операционных системах существует возможность так называемой «защиты от записи» файла (атрибут « Read - only »). Если такой режим был установлен, то в файл невозможно внести какие-либо изменения.

В книге Дварим (13:1) сказано: «Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к тому и не убавляй от того». Если кто-либо попытается внести изменения в одну из заповедей Торы после того, как этот стих записан, то такие изменения не будут приняты народом. Ему скажут, не может быть, что Б-г желает произвести это изменение, так как Он уже написал в своей Торе, что не следует вносить в нее коррективы. Тяжело представить себе, что заповеди Торы подверглись какой-либо модификации после того, как этот стих был записан.

«В память об исходе из Египта»

Современный историк Авраам Меламет пишет: «Начальный период истории каждого из народов покрыт мраком, и лишь смутные воспоминания пробивают себе дорогу в толще поколений. Народ Израиля единственный среди племен древнего Востока сохранил обширную и детальную историческую традицию, содержащуюся в рассказах Торы и книги Йеошуа… Ни от какого народа библейского периода не дошло до нас такого количества подробностей о первоначальном периоде его истории, как от Израиля. Тем более, такого полного и последовательного описания, как рассказы о праотцах, об исходе из Египта и о завоевании земли Ханаана» (Авраам Меламет, «Рейшит Аума», древняя история народа Израиля, стр. 33).

Так много заповедей обязаны евреи выполнять «в память об исходе из Египта» и в память о других событиях, произошедших в пустыне (праздник Шавуот – в память о получении Торы, праздник Суккот – в память о шалашах и об облаках Славы)! Достаточно упомянуть, что суббота, три праздника (шлоша регалим), цицит, тфилин и другие – «в память об исходе из Египта», не говоря уже о Пасхальном Седере… Если бы Тора не была дана тем, кто вышел из Египта и странствовал по пустыне, тем, кто были свидетелями этих событий, каким образом можно было бы ввести такие заповеди? Каким образом начали исполнять эти заповеди «в память»? Как можно приказать кому-то выполнять действия, цель которых – не забыть события, никогда не происходившие?

Исследователь: А вы сами исполняете заповеди, которые сыны Израиля должны выполнять в память об исходе из Египта и т.п.?

Рав: Безусловно!

Исследователь: Помните ли вы исход из Египта, облака Славы или получение Торы у горы Синай? Ответ будет, несомненно, отрицательным, так как вы слишком молоды для этого. И если вы начали выполнять эти заповеди «памяти» без того, чтобы вы помнили, то почему не может быть, что первые, кто получили эти заповеди, начали соблюдать их, поверив «внедрителю», который ввел эти заповеди и убедил народ следовать им?

Рав: Ваше сопоставление неверно. Я соблюдаю заповеди потому, что мой отец соблюдал их, а он соблюдал их всю свою жизнь; ведь речь идет не о правилах поведения, которые он принял на себя уже в зрелом возрасте… И он делал это по той же самой причине – потому что его отец тоже соблюдал заповеди. Нет никакой проблемы в том, чтобы продолжать традицию воспоминаний из поколения в поколение, невозможно начать эту цепочку, если таких воспоминаний нет. Мы соблюдаем все заповеди, установленные «в память», потому что наши отцы поступали так и мы продолжаем традицию наших предков, а они в свою очередь соблюдали эти заповеди, потому что видели, что так делают их отцы, и так далее. Мы никогда не могли бы начать выполнять какие-то действия «в память» о событиях, которые мы не помним, которых нет в коллективной памяти народа. Таким образом, первые евреи, начавшие соблюдать эти заповеди, должны были быть свидетелями этих событий.

 

Читайте также: тема Истинность Торы


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.