Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Прага, Комментарий
Раби Мордехай бар Авраам Яфе (Бааль Алевушим; 5290-5372 /1530-1612/ гг.) — законоучитель и комментатор, один из духовных лидеров поколения.
Родился в г. Праге, столице Богемии. Учился в Польше — в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и в краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). Вернувшись в Прагу, основал там ешиву по модели этих знаменитых польских ешив.
В 5321 /1561/ году, когда евреи были изгнаны из Праги, р. Мордехай Яфе обрел убежище в северной Италии. Он провел в Венеции около десяти лет, изучая «испанскую кабалу» под руководством р. Матитьягу Делькрота (см.). В тот же период он приобрел обширные познания в естественных науках — и в первую очередь, в астрономии.
В 5332 /1572/ году р. Мордехай Яфе возвратился в Восточную Европу и стал раввином города Гродно. В 5348 /1588/ году он был приглашен занять пост раввина в г. Люблине, одном из важнейших в Польше центров Торы. Здесь он возглавил большую ешиву, привлекавшую множество учеников.
В 5352 /1592/ году р. Яфе вновь поселился в Праге: когда великий пражский мудрец Маараль (см.) был приглашен раввином в г. Познань, р. Яфе сменил его во главе пражской общины. В течение семи лет он был раввином города, в котором родился. И, наконец, в 5358 /1598/ году, когда Маараль снова переселился в Прагу, р. Яфе заменил его в Познани, став главой общины столицы Великой Польши. Одновременно он возглавлял работу «Совета четырех земель», объединявшего все общины Польши и Украины.
Еще в молодости р. Мордехай Яфе задумал создать краткий кодекс, в котором были бы собраны все основные законы Торы. В Италии он вплотную приступил к осуществлению этого замысла. Но когда в 5325 /1565/ году в венецианской типографии вышел в свет кодекс Шульхан арух, оказалось, что задуманную им работу уже выполнил другой законоучитель, глава раввинского суда Цфата р. Йосеф Каро (см.). Не пав духом, р. Мордехай Яфе решил изменить направление своей книги, сделав акцент на обычаях и традициях, специфических для ашкеназских общин, а также на тех нюансах в толковании законов, которые отличают ашкеназим (выходцев из Германии) от сфарадим (выходцев из Испании). Однако вскоре после того, как он возвратился из Италии в Польшу, в краковской типографии был издан кодекс Мапа (Скатерть), и вновь оказалась, что задача, которую поставил перед собой р. Яфе, уже блистательно выполнена другим — на этот раз, его собственным наставником, руководителем краковской ешивы р. Моше Исерлисом (Рамо; см.).
И тогда, на обломках двух своих прежних замыслов, р. Мордехай Яфе создал свое основное произведение — свод законов Левуш мальхут (Царское одеяние).
Названием книги стали торжествующие слова стиха из книги Эстер (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из голубой и белой ткани, в большом золотом венце и в мантии из белого льна и багряницы, — и весь город Шушан возликовал и возрадовался». Таким образом, р. Мордехай Яфе косвенно увековечил свое имя в названии.
В общей сложности он работал над этой книгой почти полвека. Пять томов этого фундаментального труда представляют собой развернутый комментарий на кодекс Арбаа турим (Четыре ряда), составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.).
Автор комментария проделал работу параллельную той, которую веком раньше совершил автор Шульхан аруха. Однако при вынесении законодательных решений он, в отличии от р. Йосефа Каро, опирался, в первую очередь, на мнения мудрецов Германии и Польши. В то же время, в отличие от Рамо, который тоже руководствовался мнениями ашкеназских законоучителей, р. Мордехай Яфе обосновывал свои алахические выводы более обстоятельно и подробно.
В последующих поколениях книгу р. Мордехая Яфе называли кратко — Левуш (Одеяние). Книга пользовалась столь значительной популярностью, что и сам ее автор вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Алевушим (Автор «Одеяний»).
Написал также комментарий на философский трактат Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших).
Бааль Алевушим умер в Познани на третий день второго месяца адар 5372 /1612/ года, в возрасте восьмидесяти двух лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»