Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Прага, Комментарий
Раби Мордехай бар Авраам Яфе (Бааль Алевушим; 5290-5372 /1530-1612/ гг.) — законоучитель и комментатор, один из духовных лидеров поколения.
Родился в г. Праге, столице Богемии. Учился в Польше — в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и в краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). Вернувшись в Прагу, основал там ешиву по модели этих знаменитых польских ешив.
В 5321 /1561/ году, когда евреи были изгнаны из Праги, р. Мордехай Яфе обрел убежище в северной Италии. Он провел в Венеции около десяти лет, изучая «испанскую кабалу» под руководством р. Матитьягу Делькрота (см.). В тот же период он приобрел обширные познания в естественных науках — и в первую очередь, в астрономии.
В 5332 /1572/ году р. Мордехай Яфе возвратился в Восточную Европу и стал раввином города Гродно. В 5348 /1588/ году он был приглашен занять пост раввина в г. Люблине, одном из важнейших в Польше центров Торы. Здесь он возглавил большую ешиву, привлекавшую множество учеников.
В 5352 /1592/ году р. Яфе вновь поселился в Праге: когда великий пражский мудрец Маараль (см.) был приглашен раввином в г. Познань, р. Яфе сменил его во главе пражской общины. В течение семи лет он был раввином города, в котором родился. И, наконец, в 5358 /1598/ году, когда Маараль снова переселился в Прагу, р. Яфе заменил его в Познани, став главой общины столицы Великой Польши. Одновременно он возглавлял работу «Совета четырех земель», объединявшего все общины Польши и Украины.
Еще в молодости р. Мордехай Яфе задумал создать краткий кодекс, в котором были бы собраны все основные законы Торы. В Италии он вплотную приступил к осуществлению этого замысла. Но когда в 5325 /1565/ году в венецианской типографии вышел в свет кодекс Шульхан арух, оказалось, что задуманную им работу уже выполнил другой законоучитель, глава раввинского суда Цфата р. Йосеф Каро (см.). Не пав духом, р. Мордехай Яфе решил изменить направление своей книги, сделав акцент на обычаях и традициях, специфических для ашкеназских общин, а также на тех нюансах в толковании законов, которые отличают ашкеназим (выходцев из Германии) от сфарадим (выходцев из Испании). Однако вскоре после того, как он возвратился из Италии в Польшу, в краковской типографии был издан кодекс Мапа (Скатерть), и вновь оказалась, что задача, которую поставил перед собой р. Яфе, уже блистательно выполнена другим — на этот раз, его собственным наставником, руководителем краковской ешивы р. Моше Исерлисом (Рамо; см.).
И тогда, на обломках двух своих прежних замыслов, р. Мордехай Яфе создал свое основное произведение — свод законов Левуш мальхут (Царское одеяние).
Названием книги стали торжествующие слова стиха из книги Эстер (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из голубой и белой ткани, в большом золотом венце и в мантии из белого льна и багряницы, — и весь город Шушан возликовал и возрадовался». Таким образом, р. Мордехай Яфе косвенно увековечил свое имя в названии.
В общей сложности он работал над этой книгой почти полвека. Пять томов этого фундаментального труда представляют собой развернутый комментарий на кодекс Арбаа турим (Четыре ряда), составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.).
Автор комментария проделал работу параллельную той, которую веком раньше совершил автор Шульхан аруха. Однако при вынесении законодательных решений он, в отличии от р. Йосефа Каро, опирался, в первую очередь, на мнения мудрецов Германии и Польши. В то же время, в отличие от Рамо, который тоже руководствовался мнениями ашкеназских законоучителей, р. Мордехай Яфе обосновывал свои алахические выводы более обстоятельно и подробно.
В последующих поколениях книгу р. Мордехая Яфе называли кратко — Левуш (Одеяние). Книга пользовалась столь значительной популярностью, что и сам ее автор вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Алевушим (Автор «Одеяний»).
Написал также комментарий на философский трактат Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших).
Бааль Алевушим умер в Познани на третий день второго месяца адар 5372 /1612/ года, в возрасте восьмидесяти двух лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.