Темы: Пятикнижие, Недельная глава, Суббота, Праздники, Чтение Торы, Диаспора, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСколько глав в Торе, 53 или 54? И каждый год соединяют 2 главы? Михаэль
Шалом, уважаемый Михаэль!
Давайте, пользуясь случаем, сначала рассмотрим, что у нас есть в Торе, точнее, в Хумаше (Пятикнижии).
Оно, как следует из названия, состоит из пяти книг— Хумашим: Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим.
Книга Берешит состоит из 12 глав: Берешит, Ноах, Лех Леха, Ваера, Хаей Сара, Толдот, Ваеце, Ваишлах, Ваешев, Микец, Ваигаш, Ваехи.
Книга Шмот — из 11: Шмот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро, Мишпатим, Трума, Тецаве, Ки тиса, Ваякель, Пкудей.
Книга Ваикра — из 10 глав: Ваикра, Цав, Шмини, Тазриа, Мецора, Ахарей мот, Кдошим, Эмор, Беар, Бехукотай.
Книга Бемидбар — из 10: Бемидбар, Насо, Беаалотха, Шлах, Корах, Хукат, Балак, Пинхас, Матот, Масэй.
И последний Хумаш — Дварим — состоит из 11 глав: Дварим, Ваэтханан, Экев, Ръэ, Шофтим, Ки теце, Ки таво, Ницавим, Ваелех, Аазину, Вэзот аБраха.
Итого, 54 недельные главы.
Еще Моше Рабейну постановил, чтобы публично читали Тору по праздникам и субботам и в Новомесячье (Йерушалми, Мегила 4:1). Единого обычая, однако, как это делать, изначально не было. Так, в эпоху мудрецов Талмуда сложилось два обычая (Мегила 29 б): в Земле Израиля было принято прочитывать все Пятикнижие по субботам за три года. Ясно, что они как-то иначе делили его на главы. Я бы не исключал возможность, что у них были эти же главы, но они делили их на три части каждую. Об этом ничего не известно.
В Вавилонии же было принято прочитывать всю Тору за год, заканчивая чтение в праздник Шмини Ацерет, который благодаря этому приобрел второе название — Симхат Тора, Радость Торы. Сегодня по ряду причин повсеместно принят обычай Вавилонии (это касается далеко не только чтения Торы).
Поскольку недель в году около пятидесяти, приходится некоторые главы читать по две в одну субботу. Причем делается это по уже давно определенной схеме: фактором, определяющим, какие главы будут соединены, является тип года (в смысле, 12 или 13 месяцев, 29 или 30 дней в месяцах хешван и кислев; в остальных месяцах в наше время фиксированное количество дней, и только в этих двух меняется из года в год; также важно, на какие дни недели выпадают основные праздники, потому что в субботу праздника читают не недельную главу, а специальный отрывок, посвященный празднику). Насчитывается 14 таких типов. Поскольку важно, чтобы те главы, в которых содержатся проклятия, были прочитаны до наступления Шавуота и Рош а-Шана — по принципу «да закончатся проклятия вместе с уходящим годом» (кроме того, глава Дварим всегда читается перед 9-м Ава), иногда соединяют не самые короткие главы, а те, которые читаются до этих праздников.
Поскольку за границей Песах, Шавуот и Суккот празднуются по два дня, в отличие от Земли Израиля, иногда возникают ситуации (если праздник выпадает на пятницу), что в Земле Израиля в субботу читают недельную главу, а за границей в это же время — специальный отрывок из Торы для второго дня праздника, а недельная глава откладывается на следующую субботу. В результате чтение в Земле Израиля «опережает» чтение в других странах на одну главу до тех пор, пока там не прочтут две главы в одну субботу, «догнав» Землю Израиля.
Завершим этот краткий экскурс списком глав, которые объединяются:
В книге Берешит таких глав нет.
В книге Шмот: Ваякгель — Пекудей примерно в 60% случаев объединены.
В книге Ваикра: Тазриа — Мецора, Ахарей мот — Кедошим. Они всегда объединены, если в году 12 месяцев, что происходит примерно в 63% случаев. Беар — Бехукотай, это единственная пара, которую объединяют в меньшей части случаев — в 45% — в Земле Израиля.
В книге Бемидбар: Хукат — Балак. В Земле Израиля они никогда не объединяются, но за границей каждый третий-четвертый год читаются вместе. Матот — Масей в четырех случаях из пяти объединены. За границей их читают раздельно вообще только раз в десять лет!
В книге Дварим такая пара только одна: Ницавим — Ваелех объединены приблизительно в 60% случаев.
Таким образом, недельные главы читаются в среднем 47-48 раз в году, когда нет дополнительного месяца, что соответствует количеству суббот, на которые не выпадают праздники. Это дает возможность закончить цикл чтения Пятикнижия в праздник Симхат Тора — в этот же день, закончив читать последнюю главу Торы, Ве-зот а-браха, читают начальный отрывок первой главы — Берешит.
Интересно также проследить общие темы в «парных» главах: Ваякгель — Пекудей обе рассматривают устройство Скинии — Святилища, заменявшего Храм в пустыне, Тазриа — Мецора говорят о специфических поражениях («проказе») на теле, одежде и жилище человека и ритуальной нечистоте. В главах Ахарей мот — Кедошим говорится о запрещенных связях, а общей темой глав Беар — Бехукотай являются заповеди, актуальные для Земли Израиля. Главы Хукат — Балак посвящены основным событиям, случившимся с народом Израиля в последний год их странствия в пустыне, а Матот — Масей говорят о подготовке народа к вступлению в Землю Израиля. Главы Ницавим — Ваелех когда-то вообще воспринимались как одна глава, теперь принято их разделять. Их общая тема — наставления Моше Рабейну, обращенные к народу, который вот-вот перейдет Йардэн и окажется на Святой земле.
Любопытно, что когда главы Матот — Масей соединяют, получается очень длинный текст (244 стиха). Так что еще у комментаторов средневековья (Тосафот к трактату Мегила 31 б) возник естественный вопрос: почему часто получается так, что их читают вместе? А чтению Ницавим и Ваелех отводят две субботы, хотя в них обеих вместе только 70 стихов?! Ответ был следующий: это делается для того, чтобы успеть прочитать перед Рош а-Шана главу Ницавим, в которой нет проклятий, чтобы они не были озвучены даже близко к Новолетию. Да удостоит нас Всевышний хорошего года!
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Рав Моше Пантелят
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Моше Вейсман
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?