Темы: Избранность, Провидение, Предназначение, Народы мира, Галут, Чудеса, История еврейского народа, Рафаэль Айзенберг
Возрождение государства Израиль на его собственной территории — спустя 2000 лет! — весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вызвало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали себя приободренными. Неужели предсказания древних пророков Израиля становятся реальностью? Неужели еврейский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы воплотить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию — направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа — народа, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его пророков. Именно евреи всегда больше других желали наступления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раздоров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.
Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необходимости постоянного нравственного очищения.
Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлением древнего еврейского духа. Название Израиль также связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль — «борцы за Б-га и человека» (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.
Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля постоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной цивилизации покоятся именно на библейском учении. Но вместо них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, порожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.
Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс — не только результат демографического роста и укрепления общины Торы за десятилетия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разочаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.
Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгорелась борьба — идеологический Kulturkampf — между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.
В условиях морального кризиса, эмиграции, экономических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут отчаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять решение — потребовать, наконец, обратно собственное наследие или навсегда отказаться от него.
Все это происходит на фоне важных исторических событий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?
Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы «за Б-га и человека», обратимся к истории Израиля — народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля — это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать истинным светочем для всего мира.
За несколько тысячелетий до того, как Израиль получил Тору и ее заповеди, Всевышний даровал Кодекс законов и морали Адаму и Ноаху. Таким образом, этот Кодекс известен с древнейших времен. В еврейской традиции он называется ноахид Всеобщий свод законов1.
В том виде, в каком он был открыт Адаму и Ноаху, этот Кодекс представлял собой завет между Б-гом и всем человечеством и основывался на семи заповедях, обязательных для каждого человека. Вот они:
1. Заповедь, предписывающая установить суды и судить по Всеобщему своду, сохраняя его неприкосновенность.
2. Заповедь, запрещающая Б-гохульство и предписывающая почитать Б-га как наивысший авторитет в делах человека.
3. Заповедь, запрещающая идолопоклонство и сопутствующее ему варварство, которое подрывает благоговейное отношение к Б-гу и разрушает общественный строй, потому что, когда отрицается абсолютная власть Б-га, решениями людей управляет своекорыстие. Эта заповедь налагает запрет на поклонение человеку, власти, удовольствиям, государству или любому другому объекту, подменяющему Б-га.
4. Заповедь, запрещающая убийство (в том числе и через наемников). Эта заповедь основана на том, что человек создан по образу и подобию Б-га и поэтому его жизнь священна. Если есть выбор между убийством и мученичеством, должно выбрать последнее. Убийство допускается только при самозащите или если суд выносит смертный приговор тем, кто нарушает Всеобщий свод. Самоубийство запрещено.
Эта заповедь распространяется также и на законы войны. Допускается только оборонительная война или война в том случае, когда нет других средств отстоять незыблемость Всеобщего свода. С пленными следует обходиться гуманно, щадить их жизнь и имущество. Необходимо свято соблюдать договоры и права нейтральных государств. Посланники должны быть неприкосновенны.
5. Заповедь, запрещающая грабежи, кражи и похищение людей. Отсюда вытекает обязанность уважать права и имущество отдельных людей и народов, а также обязанность помогать и поддерживать слабых и нуждающихся.
6. Заповедь, запрещающая кровосмешение, гомосексуализм и сношения с животными, что предполагает обязанность поддерживать самый высокий уровень моральной чистоты и святости семейных отношений.
7. Заповедь, запрещающая употреблять в пищу конечности или мясо живых животных, откуда проистекает долг проявлять милосердие ко всем созданиям и облегчать их страдания. Убивать животных можно только гуманным способом*.
Потребность во Всеобщем своде очевидна. Откуда у людей появилось бы убеждение в том, что действительно хорошо, а что дурно, без четких «инструкций»? Кто бы провел линию между личными интересами одного человека или народа и нуждами других людей и народов? Люди, основывая свои решения исключительно на субъективных, а следовательно, ограниченных суждениях, не только неверно воспринимали бы истину и отвергали бы мнения друг друга, но в итоге, блуждая во мраке, отвергли бы истину как таковую. И даже если коренящееся глубоко в душе чувство справедливости подсказало бы им, что идолопоклонство, жестокость и бессмысленное кровопролитие порочны, разве смог бы один человек или группа единомышленников убедить других признать свои идеалы, и не только на словах. Короче говоря, была бы какая-нибудь надежда создать справедливое и высокомо-ральное общество?
Может возникнуть вопрос: даже если человечество нуждается во Всеобщем своде, почему он должен непременно исходить от Б-га? Но именно в этом и заключается суть. Как мы увидим, между Всеобщим сводом и трансцендентным источником морали, который требует от человека исполнения Его законов, существует «необходимая» связь. От нее зависит все — знание о Б-ге, ощущение Его любви и заботы, возможность вести достойную жизнь, имея нравственные убеждения и совершая благородные поступки, а в итоге — любовь к Б-гу и благоговение перед Ним и Его творениями. Когда эта связь нарушается, законом сначала пренебрегают, а затем отказываются от него.
Древняя еврейская традиция гласит, что Адам — первый человек — признавал существование трансцендентной моральной власти Первоисточника и Первопричины всего — Б-га. Силой своего незамутненного интеллекта Адам смог постичь чудесную мудрость, с которой был создан он сам и вся вселенная. Он удостоился высочайшего пророческого состояния, и Всевышний говорил с ним. От Него Адам узнал все, что ему и его потомкам необходимо было знать для достижения совершенства. Таким образом, Адам получил Всеобщий свод непосредственно от Б-га и передал его своим детям.
Однако со временем мир впал в язычество, связь между Б-гом и Его Кодексом была нарушена, а сами заповеди большинством людей были забыты. Десять поколений прошло между Адамом и Ноахом и еще десять — между Ноахом и Авраамом, и все это время человечество шло по пути непрерывного нравственного падения. Когда наш праотец Авраам познал Единого Б-га, Создателя всего сущего. Которому должно доверять и поклоняться, он стал учить свое поколение путям Всевышнего. В награду Б-г заключил с Авраамом союз и обещал, что его потомки станут великой нацией, унаследуют землю Ханаан и, соблюдая Б-жественные законы, создадут на своей земле идеальное общество. Этому уникальному народу, наделенному духом самопожертвования Авраама, предстояло оберегать установления Всевышнего и через поколения передавать их своим потомкам3. Однако было предначертано, что они завоюют обетованную землю не сразу.
Сначала только Авраам, Ицхак и Яаков будут являть собой пример совершенства. Потом их семья — двенадцать колен Израилевых — попадет в рабство «не на своей земле» (Берешит 15:13). Затем, благодаря необычайным чудесам, они избавятся от неволи, чтобы служить Б-гу, а не людям. Это освобождение даст им возможность стать народом, и тогда они поймут, что их национальное становление — не результат естественного исторического развития, а только лишь проявление Б-жественной воли. Подобно тому, как под египетским ярмом «чем больше египтяне причиняли им страданий, тем более они множились и росли» (Шмот 1:12), так и освобождение евреев и последующее их вступление в Святую землю произойдет не обычным путем, а с явной помощью Б-жественной Руки. И, помня об этом, евреи должны без надменной самоуверенности, а с искренним смирением служить Всевышнему.
Египетское рабство было горнилом, пройдя через которое, сплотилась семья Авраама, Ицхака и Яакова и превратилась в народ, достойный стоять на Синае, получить Тору и Землю Израиля. Их выбрали для того, чтобы они стали «царством священников и святым народом» (там же 19:6), а следовательно, от них требовалась большая ответственность и более осознанное служение Творцу.
После смерти Моше Израиль под предводительством Иеошуа бин Нуна покорил и поделил Святую Землю между двенадцатью коленами. За четыреста с лишним лет, которые отделяют события, изложенные в книге Иеошуа, от событий, описанных в книге Судей (Шофтим), евреи не смогли соответствовать предъявляемым к ним высоким этическим нормам. Их непреодолимо тянуло уподобиться своим соседям, поклоняющимся языческим богам. В наказание за грехи по воле Всевышнего соседние государства пошли на них войной и покорили их. В этом жестоком испытании евреи вспомнили о Б-ге и молили Его о спасении. Раскаявшись и вернувшись к праведной жизни, они вновь получили чудесное подтверждение Б-жественного всемогущества. В книге Шофтим отмечается, что в течение всего этого периода поклонение Израиля Б-гу поддерживал, главным образом, страх перед Его гневом.
С возвышением царя Давида служение Б-гу стало потребностью, рожденной любовью к Б-жественному провидению. В продолжение всей своей бурной жизни царь Давид учил, что даже Б-жественная кара свидетельствует о любви Создателя к Израилю. Псалмы Давида проникнуты желанием приблизиться к Б-гу и ощущением этой близости даже во времена несчастий. Эту абсолютную преданность Торе унаследовал его сын Шпомо, который и построил в Иерусалиме Первый Храм. Из Иерусалимского Храма учению Торы и Б-жественным установлениям предстояло распространиться по всему миру, чтобы человечество смогло приобщиться к Б-гу.
В идеале миссия Израиля быть светочем для народов должна была реализоваться на Святой земле, сопровождаемая пророческими благословениями: «…если послушаетесь Моих заповедей,.. то Я дам дождь вашей земле своевременно: ранний и поздний; и соберешь ты свой хлеб и свое вино, и свое масло… и будешь есть и насыщаться» (Дварим 11:13—14).
Об этом писал раби Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии к книге Дварим (32:15)4:
«Б-г хотел, чтобы Израиль достиг двойной высоты человеческих свершений: высочайшего материального благосостояния и абсолютного духовного совершенства. Ибо Израиль должен убедить мир в том, что жизнь, полностью посвященная духовным и моральным обязанностям, никоим образом не предполагает отрицания земных радостей.
Напротив, высокий уровень духовности вполне совместим с самым ярким человеческим счастьем. Все материальное богатство и земные удовольствия можно обратить на добрые дела и стремление к духовному совершенству».
С другой стороны, если материальное благополучие будет использоваться в неправедных целях, Израиль лишится богатства. Как предостерегает Тора: «И утучнел Йешурун (Израиль) и воспротивился… и оставил он Б-га, создавшего его, и поносил твердыню своего спасения» (Дварим 32:15). После смерти царя Шломо народ перестал следовать путем Давида. Десять колен, которые составляли большинство Израиля, отделились от Дома Давида, Храма и Иерусалима. Управляемые своими царями, они попали под влияние соседних народов и привнесли в свою жизнь чуждую идеологию. А в это время ассирийско-вавилонская империя, покорив Египет, постепенно набирала мощь, и вскоре Северное царство Израиля было завоевано ассирийским царем Салманасаром, а его жители, не достойные больше Б-жественной защиты, были отправлены в изгнание. Только Южному царству — Иудее, которое оставалось под правлением Дома Давида (это было время царя Хизкияу и пророка Иешаяу), чудесным образом удалось избежать подобной участи, когда другой ассирийский царь, Санхерив, осадил Иерусалим. Спасительное вмешательство Б-га помогло евреям отразить натиск огромной армии Санхерива, властителя величайшей империи, и это оказало сильное воздействие на Израиль и сопредельные народы: они осознали провидческую заботу Всевышнего о Своих заблудших детях.
Но после смерти царя Хизкияу Иудейское царство под влиянием соседних стран тоже предалось идолопоклонству, что привело к вавилонскому пленению. События, предсказанные Торой, свершились:
«Когда же родятся у тебя сыны и сыны у сынов, и, долго прожив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете зло пред очами Ашема, своего Б-га, досаждая Ему» (Дварим 4:25).
Вот что пишет об этом раби Гирш в продолжении своего комментария к Дварим (32:15)5:
«Израиль не воспользовался изобилием и достатком, которые были ему дарованы, дабы он мог духовно возвыситься и выполнить свою миссию. Моральное совершенствование отставало от материального благоденствия. Израилю не удалось стать хозяином своего богатства и счастья, не удалось использовать дарованные блага для выполнения Б-жественных заповедей, а это привело к духовной и моральной бесчувственности».
Но, несмотря на то, что еврейский народ делал «зло пред очами Ашема» и не сумел создать идеальное общество, его грехи не шли ни в какое сравнение с грехами остального человечества. И только из-за своего «избранного» положения Израиль был особенно строго судим Б-же-ственным Провидением. Это подтверждают слова пророка Амоса: «Только вас (Израиль) знаю Я [приближенных ко Мне] из всех народов земли, именно поэтому Я наказываю вас [так сурово] за все ваши грехи» (Амос 3:2). Итак, наказывая Израиль, Б-г делает это для его блага, как «наставляет человек сына своего» (Дварим 8:5).
Мы уже говорили, что миссия Израиля должна была осуществиться на его собственной земле, благодаря преданному исполнению заповедей Торы. Он был призван создать общество, где царили бы мир, благосостояние и духовное процветание. В случае невыполнения этих священных обязанностей Израиль утрачивал возможность обрести предназначенное ему счастье, но Б-жественный План предлагал альтернативу. В Торе сказано: «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не совратились и не стали служить иным богам, и не поклонялись им; тогда возгорится гнев Ашема на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст своих плодов; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Ашем дает вам» (Дварим 11:16,17). Итак, была еще одна возможность:
Израиль подвергнется изгнанию из обетованной земли, которое послужит ему уроком и позволит искупить грехи.
Моше-Рабейну перед смертью обратился к евреям с пророческими словами, предрекающими грядущие бедствия:
«Если не будешь соблюдать и исполнять все слова этого закона, написанные в этой книге, и не будешь бояться почитаемого и страшного Имени Ашема, Б-га своего, то обрушит Ашем удары ужасные на тебя и на твое семя, удары мощные и верные и болезни злые и постоянные. Он повернет на тебя все недуги Египта, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе. Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не писано в книге этого закона, наведет Ашем на тебя, пока не будешь истреблен. И останется вас немного, тогда как множеством были подобны вы звездам небесным, потому что не слушался ты голоса Ашема, своего Б-га. И будет, как радовался Ашем вам, творя вам добро и умножая вас, так точно будет радоваться, уничтожая вас и истребляя вас, и отторгнуты будете вы от земли, в которую ты вступаешь, чтобы владеть ею. И рассеет тебя Ашем по всем народам, от края земли до края земли… Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне, а даст тебе Ашем там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет твоя жизнь висеть [на волоске] пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в своей жизни» (там же 28:58—66).
Незадолго до разрушения Первого Храма и ссылки в Вавилон пророк Ирмеяу тоже предупреждал народ о грозящих бедах:
«Слово, которое было к Ирмеяу обо всем народе иудейском в… первый год [царствования] Нэвухаднэцара, царя Вавилонского, которое пророк Ирмеяу изрек всему иудейскому народу и всем жителям Иерусалима, сказав: … двадцать три года было ко мне слово Ашема; и говорю я вам с раннего утра, а вы не слушали… “отвратитесь же каждый от своего злого пути и от своих злых деяний, и живите на земле, которую Ашем дал вам и вашим отцам на веки вечные. И не следуйте за другими богами, чтобы служить и поклоняться им; и не гневите Меня…” Но вы не слушали Меня, — сказал Ашем, — гневя Меня изделием рук своих во зло себе» (Ирмеяу 25:1).
Тора учит, что не существует неизбежности. Евреи балансировали на краю страшной бездны, не представляя себе гибельных последствий своего отступничества. Тем не менее у них всегда оставался шанс: в любой момент они могли раскаяться и жить в соответствии с тем величием, к которому были призваны. Но они не внимали предостережениям пророков. Моше предупреждал их еще до вступления в землю обетованную, Ирмеяу двадцать три года взывал к своему народу, и, наконец, в первый год правления Нэвухаднэцара, Он дал молоту упасть:
«Поэтому так сказал Ашем воинств: за то, что вы не слушали Моих слов, вот Я пошлю и возьму все северные племена, — сказал Ашем, — и Нэвухаднэцара, царя вавилонского, Моего раба, и приведу их на эту землю и на ее жителей и на все эти народы вокруг; и обреку их на истребление… И вся эта земля будет превращена в развалины и в пустыню, и эти народы будут служить Вавилонскому царю семьдесят лет. И будет, спустя семьдесят лет Я накажу Вавилонского царя и тот народ, — сказал Ашем, — за их грех, и страну Халдейскую; и предам ее вечному опустошению» (Там же 25:8—12).
Согласно традиционной хронологии, Нэвухаднэцар завоевал Иерусалим в 440 году до н.э., спустя 3 года после того, как он стал царем Вавилона6. Через восемнадцать лет, в 422 году до н.э., он разрушил Первый Храм и обрек евреев на вавилонское изгнание. Именно в Вавилоне Израиль отказался от идолопоклонства. Это было актом противодействия насилию вавилонян, которые под страхом смерти принуждали изгнанников падать ниц перед своими богами. Тогда пленные евреи начали сожалеть о том, что добровольно поклонялись идолам7.
Но это было лишь начало. Ирмеяу предсказал, что вавилонское пленение будет продолжаться ровно семьдесят лет и только после этого срока народ избавится от тех пороков, которые вызвали его саморазрушение, и усвоит горький урок. А древняя вавилонская империя, исполнив свою роль в Б-жественной драме, навсегда исчезнет со страниц истории (Ирмеяу 51:29,64). Возникал вопрос, с какой даты отсчитывать этот семидесятилетний период:1) с момента пришествия Нэвухаднэцара к власти; 2) с момента завоевания им Иерусалима; 3) или с разрушения Храма восемнадцать лет спустя?
Как было предначертано, вавилонская империя пала. Дарьявешу (Дарию Мидийскому) и Корешу (Киру Персидскому) удалось завоевать страну и свергнуть царя Бель-шацара. Это произошло в 373 году до н.э., спустя ровно семьдесят лет после того, как Нэвухаднэцар захватил власть8. Затем — в 370 году до н.э. — Кореш издал официальный указ, позволяющий евреям вернуться в свою землю и начать строительство Второго Храма. Это случилось через семьдесят лет после завоевания Иерусалима Нэвухаднэцаром. Известие об этом указе быстро распространилось среди пленных евреев, вызвав у них сильное волнение. Неужели Б-г действительно помнит о судьбе Своего народа, неужели наконец сбудется пророчество Ирмеяу?
Однако из-за политических интриг строительство задерживалось, и надежды еврейского народа таяли. Прошло восемнадцать лет, и евреи окончательно разуверились в том, что когда-нибудь снова вернутся в Святую землю.
Но как раз в это время произошло чудо Пурима, ставшее последним звеном в цепи событий. После того, как персидский царь Ахашверош утвердился на троне, он пригласил представителей всех провинций своего царства в новую столицу Шушан на пир, который должен был продолжаться 180 дней. Надеясь добиться расположения нового царя, в торжестве приняли участие несколько евреев знатного рода. От предшественников Ахашверошу достались награбленные в Иерусалимском Храме сокровища. Он сидел на троне царя Шломо в облачении первосвященника и кощунственно заставлял гостей пить вино из священных золотых сосудов. Все это должно было унизить евреев и убедить в том, что их жизнь и благополучие в руках царя9.
Но благодаря Б-жественному Провидению в этот критический момент несколько, казалось бы, случайных событий не только предотвратили появившуюся было у евреев склонность к ассимиляции, но и послужили толчком для возврата к Торе и полного признания власти Всевышнего. Аман, классический образец коварного антисемита, был назначен вице-правителем царства. Эта должность давала ему большие полномочия, и он, воспользовавшись ими, с одобрения Ахашвероша издал декрет об уничтожении всех евреев. Но его жестокому плану не суждено было осуществиться. Жена Ахашвероша, прекрасная царица Эстер, объявила трехдневный пост, в течение которого евреи каялись в грехах. В результате их искренней тшувы замысел Амана не удался. Совершилось чудо Пурима, и евреи были спасены. А в 352 году до н.э. последовал указ Дария Второго, подтверждающий разрешение начать строительство Второго Храма. Это случилось ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма, и вера в силу Б-жественного Провидения укрепилась в сердцах евреев, вспомнивших пророчество Ирмеяу. Оглядываясь назад, нам трудно понять, почему не весь народ, когда пришло время, возвратился в Сион: лишь около 50 тысяч евреев услышали призыв, но те, кто остались, щедро помогали собратьям (Эзра 2:64).
Возможно, мы найдем разгадку этой тайны в самих событиях Пурима. Свиток Эстер — единственная книга Танаха, которая не содержит Имени Б-га. Кроме того, как мы видели, события, предшествовавшие чуду Пурима, на первый взгляд, были случайными. Само название «Пурим» образовано от слова пур (жребий) и тоже указывает на случайность. Наконец, имя Эстер происходит от древнееврейского слова, означающего «спрятанная, сокрытая».
Пуримские события, несомненно, стали началом нового этапа еврейской истории. Сынам Израиля никогда больше не будут сопутствовать явные чудеса — наиболее очевидные доказательства провидческой заботы Всевышнего. Это подтверждается и тем, что Второй Храм не обладал теми особыми чудесными свойствами, которые были присущи Первому Храму10. Кроме того, с разрушением Первого Храма еврейское царство (под правлением Б-же-ственно установленной династии Давида) официально прекратило свое существование. Духовное и политическое руководство эпохи Второго Храма находилось в руках мудрецов Эзры и Нехемии и Мужей Великого Собрания, среди которых были последние пророки Израиля. Второе еврейское государство никогда не имело политической и военной независимости и в течение всех четырехсот двадцати лет было провинцией Персии, Греции и, наконец, Рима.
Отныне секрет жизнестойкости евреев больше не будет заключаться в вызывающем благоговение зрелище храмовой службы или великолепии царского дома. Знаменитые пророки тоже постепенно сошли с исторической арены. Даже изгнание, которое некогда наводило ужас, незаметно и по молчаливому согласию стало почти «нормой». Основная масса еврейского народа оставалась рассеянной по всему Ближнему Востоку.
С этих пор существование евреев будет в явном виде зависеть от их уникальной приверженности Торе. И эта приверженность на всем протяжении истории будет вновь и вновь подвергаться испытаниям независимо от того, куда поведет еврейский народ не видимая отныне рука Провидения.
Спустя пятьдесят два года после воссоздания еврейского государства Александр Великий завоевал персидскую империю, распространив греческую культуру по всему миру. После его смерти земля Израиля была присоединена к египетской империи Птолемеев.
Древние греки утверждали, что единственным критерием истины является человеческий разум. И хотя они способствовали переводу Торы на греческий язык, ее Б-жественное происхождение они не только подвергали сомнению, но даже высмеивали. Верные своему бунтарскому духу греки делали все для того, чтобы помешать еврейскому народу изучать Тору и соблюдать ее заповеди. Их пособники — влиятельные евреи-эллинисты — тоже изо всех сил старались внедрить греческую культуру и обычаи в еврейскую жизнь. Прекращение зажигания меноры во Втором Храме отвечало их стремлению погасить свет Торы, направлявший и освещавший путь Израиля.
Под предводительством первосвященника Матитьяу и его сыновей (Маккавеев) правоверные евреи пытались отстоять святость Торы. Маккавеи возглавили борьбу еврейского народа с завоевателями. Своим самопожертвованием они заслужили Б-жественную помощь, и им удалось победить многочисленную греческую армию. Произошло чудо Хануки, и вновь зажглись огни меноры. Это событие вместе с чудом Пурима укрепило веру Израиля в то, что святость Торы никогда не будет уничтожена, и стало для евреев источником вдохновения и уверенности, что даже в темной ночи галута Всевышний не покинет Свой народ.
На смену грекам-завоевателям пришли римляне, и в конце концов еврейское государство пало под натиском римских легионов. Римляне сожгли Храм и обратили в рабство его уцелевших защитников. Возвращение Израиля в его землю предсказано в Торе. Но до этого момента еврейскому народу суждено в течение почти двух тысяч лет скитаться по всему миру, обретая только временные пристанища. Но даже в состоянии упадка он сохранит свою «невероятную миссию» и останется вестником Б-га и Его Торы. Пророки уподобляли жизнь Израиля среди других народов разбрасыванию семян земледельцем. На первый взгляд кажется, что крошечные зернышки рассыпаются и погибают, а между тем они пускают ростки и приносят богатые плоды. Точно так же кровь и слезы попранного народа, две тысячи лет лишенного родины, несомненно, оказывали глубокое воздействие на ход человеческой истории. Но полезные уроки этого испытания не станут очевидны до тех пор, пока оно не закончится. Мы не осознаем мудрости Б-жественного плана, но твердо знаем, что изгнание еврейского народа — это средство исправления и для него, и для всего человечества. Талмуд учит, что рассеяние Израиля было предпринято с целью научить мир служить Б-гу. Псалом 126 так говорит об этом:
Песнь Восхождения. Когда Ашем возвратит изгнанников Сиона, мы пробудимся, как ото сна. Наши уста будут полны смехом, а язык — ликованием. Народы скажут:
«Ашем сотворил великие чудеса для этого народа». [Мы скажем: ] «Ашем сотворил для нас великие чудеса». Мы возрадуемся.
Псалмопевец переносит нас в будущее. С точки наблюдения, называемой «искуплением», мы оглядываемся назад, на муки изгнания. Отныне Рука Б-га не будет скрыта. Обнаружится Б-жественное Присутствие, которое сопутствовало Израилю во все времена и поддерживало его в диаспоре. Человечество поймет, что вся панорама мировой истории разворачивается вокруг немногочисленного народа, пребывающего в изгнании. Псалмопевец продолжает:
О Ашем, верни наших изгнанников, подобно свежим потокам в сухой пустыне Негев. Он (Израиль), который сеет в слезах, пожнет в радости. И хотя идет он (Израиль) своим путем, рыдая, и несет суму с семенами [справедливости], он вернется домой с ликованием, неся созревшие снопы.
Вновь обратимся к раби Гиршу, комментировавшему этот псалом:
«Когда Ашем отправил Свой народ в изгнание. Он поменял имя Исраэль на Израэль»: «борец за Б-га» — на «Б-жий сеятель». Израилю предстояло разбрасывать семена истины о Б-ге и судьбе всех народов на полях человеческого будущего. И он исполнил призвание Б-жьего сеятеля при помощи Б-жественной книги, которую люди повсюду приняли из его рук, а также посредством живого толкования, которое он давал учению, изложенному в этой книге, и примером своего образа жизни. Ибо каждая сторона жизни Израиля была обращена ко всему духовному, человечному, чистому, и он шел по этому пути с самопожертвованием и преданностью истине».
Действительно, разбрасывание семян осуществлялось под гнетом судьбы, переполненной невзгодами. Именно поэтому в комментарии к пророчеству Ошии раби Гирш, развивая свою мысль, утверждает:
«Имя “Израэль” определяет евреев не только как Б-жьих сеятелей. Они также и “семена Б-жьи”, разбросанные среди других народов… По прошествии времени спасение вырастет из этих семян и для Израиля, и для всего человечества» .
В этих словах заключен глубокий смысл. Безусловно, Израиль живет ожиданием, что темная ночь сменится рассветом и возрождением, что за изгнанием последует искупление. Однако историю нужно рассматривать как драму, в которой Израиль и остальное человечество вместе определяют, как и когда наступит этот долгожданный момент. Чтобы осознанно участвовать в финальном акте этой драмы, мы должны пройти за кулисы и проанализировать динамику человеческой истории. Мы должны понять нашу роль в Б-жественном Плане относительно человечества.
из книги ВЫЖИВАНИЕ. Израиль и человечество
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.