Темы: Еврейские праздники, Йом тов, Еда, Яков Шуб, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня такой вопрос: можно готовить еду на праздник в день праздника — как Пйсах, Шавуот, Суккот, Рош а-Шана? (Если собралась группа людей, которые празднуют праздники, и после молитвы приготовить обед, разрешено ли готовить обед?)
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в отличие от субботы в праздничный день — йом-тов — разрешено готовить пищу. Однако при этом следует различать три возможные ситуации:
1. Продукты, которые потеряютсвои вкусовые качества, если их сварить до праздника, разрешено готовить обычным способом.
2. Продукты, которые не потеряют свои вкусовые качества, если их сварить до праздника, изначально следует приготовить до праздника (Рамо 495:1). Если их забыли или не успели приготовить до праздника, разрешено это сделать в праздник; при этом необходимо готовить измененным способом.
3. Если же не было никакой возможности приготовить до праздника или случились непредвиденные обстоятельства, например, неожиданно пришли гости и т.п., то даже продукты, о которых говорилось в предыдущем пункте, разрешено готовить обычным способом (Мишна Брура 495:10).
Ваша ситуация, если Вы с друзьями спонтанно решили устроить совместную праздничную трапезу, очевидно, подобна ситуации, которая рассматривается в последнем пункте, и, соответственно разрешено будет готовить обычным способом.
Напомним, что готовить еду разрешено только на текущий день, категорически запрещено готовить в один праздничный день пищу для другого праздничного дня и, тем более, в праздничный день на субботу — если не сделали эйрув тавшилин.
Разумеется, запрещено разжигать огонь для приготовления еды, но разрешено переносить огонь от огня, который был зажжён до начала праздника.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Пантелят
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли разогревать сухую еду в Субботу, заворачивая ее в фольгу и кладя на крышку кастрюли?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его