Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Посты, общие для всего еврейского народа

Мудрецы установили следующие даты как общие для всего еврейского народа посты:

3-е тишрея (пост Гедальи), 10-е тевета (Асара бетевет), 17-е тамуза (Шваэсре бетамуз), 9 ава (Тиша беав)

В эти дни наш народ постигли трагические события, отнявшие от нас огромные духовные ценности.

13-е адара — день «Таанит Эстер» («пост Эстер»).

13-го адара в дни Мордехая и Эстер над еврейским народом нависла угроза полного уничтожения. Весь народ постился и молился Б-гу о спасении, и враги евреев были преданы им в руки.

Цом Гедалья

«Цом Гедалья» (пост Гедальи) приходится на 3-е тишрея, и если это суббота, то он переносится на 4-е тишрея.

В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. Подробнее об истории поста Гедальи

Законы поста

Если пост — «таанит цибур» — выпадает на субботу, то его переносят на воскресенье, за исключением «Таанит Эстер», который переносится в таком случае на четверг, предшествующий субботе, а также поста Йом Кипур, который вообще не переносится на другой день.

В книге пророка Йона сказано о раскаянии жителей города Нинвей (Йона, 3:20): «И увидел Б-г их дела». ХАЗАЛ говорят об этом (в Гемаре «Таанит»): «Не сказано, что увидел их пост и траур, но увидел Б-г их дела». Дни поста предназначены для раскаяния, раздумий о своём духовном состоянии и необходимости исправить свои деяния. Мысль о разрушении, изгнаниях и несчастьях, постигших наших отцов в прошлом, должна вернуть нас к путям Всевышнего. Тшува останавливает бедствие...

Запрет есть и пить

В дни общественных постов запрещено есть и пить. Тот, кто ел или пил по ошибке или умышлению, обязан продолжить поститься. Нельзя также споласкивать рот и чистить зубы.

Все посты (кроме Тиша Беав) начинаются с самым началом рассвета и продолжаются до появления звёзд; в ночь перед этим можно есть и пить, однако тому, кто спал ночью и проснулся до рассвета, можно будет есть ночью только в том случае, если он мысленно обусловил это заранее.

В дни таанит цибур (кроме Тиша Беав и Йом Кипур) разрешается пить и есть беременным или кормящим женщинам и больным.

Даже те, кому разрешено есть в таанит цибур (дети или взрослые по указанным выше причинам), не должны наслаждаться изысканными блюдами или напитками, а есть и пить только необходимое для поддержания организма и пребывать в скорби вместе со всеми евреями.

Молитва и пост

Утром после молитвы читают «слихот». В «Цом Гедалья» произносят слихот до молитвы, как и во все остальные «десять дней тшувы».

В «слихот», текст которых приводится в сидурах и в специальных молитвенниках, мы молимся и просим Б-га, чтобы Он простил наши грехи и избавил нас от всех наших несчастий. Произносят также молитву «אבינו מלכנו», приводимую в сидуре после Шмоне Эсре.

Читают Тору «ויחל משה» (Шмот, 32). В этом отрывке говорится о раскаянии и 13 качествах милосердия Б-га

К Торе вызывают только тех, кто постится.

В минху снова читают отрывок «ויחל משה», а затем читают афтару «דרשו ד" בהמצאו קראוהו בהיותו קרוב». В афтаре также говорится о тшуве.

В благословении «שמע קולנו» в Шмоне Эсре те из молящихся, кто постится, добавляют молитву «עננו», как приведено в сидуре. Евреи восточных общин говорят «עננו» также и в Шмоне Эсре утренней молитвы.

В минху и таанит цибур те из коаним, которые постятся, благословляют молящихся, если молятся незадолго до захода солнца («минха ктана»). По мнению Хазон Иш, это благословение произносят также, если читают молитву «минха гдола» (начиная с истечения получаса после полудня).

В диаспоре, где коаним произносят благословение лишь в праздничной молитве мусаф, шлиах цибур говорит в минхе поста «אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו וכו».

После Шмоне Эсре все молящиеся читают молитву «אבינו מלכנו». В шахарит и в минху, при повторении молитвы, шлиах цибур произносит молитву «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו» .

Существует мнение, что шлиах цибур говорит «עננו» в указанном выше месте и молящиеся читают в Торе «ויחל משה», только если присутствуют десять постящихся. Если их меньше, то «עננו» говорят в благословении «שומע תפילה», как в частной молитве Шмоне Эсре, а вышеуказанный отрывок из Торы не читают. По другому мнению, шлиах цибур говорит «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו» и читают в Торе «ויחל משה», даже если есть лишь семь постящихся в миньяне. В понедельник и четверг читают в Торе даже, когда есть только шесть постящихся. Если же нет и шести, то читают недельную главу, как обычно.

Посмотреть все статьи по теме «Еврейские посты»

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»