Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Предназначение, Душа, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Заслуги
Человеку необходимо помнить, что он попал в этот мир лишь на определенное время ради изучения Торы и выполнения заповедей и что он вернется в вышний мир и получит там награду. Ведь сказано в Писании: «…(Заповеди), которые Я заповедую тебе сегодня выполнять», и объяснили мудрецы Талмуда: «Сегодня выполнять — а назавтра получить награду». Хотя злое начало и старается обмануть юношу, убеждая его, что у него впереди еще много лет жизни, это представление в корне ошибочно. Дни жизни выданы человеку Творцом благословенным по строгому счету (по слову Писания: «Разве не назначено человеку на земле?»), и он никогда не может отложить обязанности сегодняшнего дня на завтра. Человек в этом мире подобен уехавшему на время в далекую страну, как говорит Писание: «Пришелец я в земле — не скрывай от меня повелений Твоих», — и ему нужно беречь каждый свой день, чтобы не прошел он впустую.
И об этом — очень яркая притча. Один человек, совершенно обеднев, оставил свою родину и уехал в далекую страну (куда-то в Африку), чтобы добыть пропитание своей семье. Прожил он там несколько десятков лет. А так как был он большим лентяем, почти все время проводил в безделье. И вот однажды его случайно встретил один из его бывших соотечественников и друзей. Понаблюдав за ним, он спросил: «Почему же ты не стараешься заработать? Ведь ты поехал именно за этим?» А тот ответил: «А что такого? Время еще есть: ведь я приехал всего лишь двадцать лет назад!» Услышал это его знакомый и воскликнул: «Да в своем ли ты уме? Даже если бы ты был здешним уроженцем и слонялся по улицам, бездельничая, и то нельзя было бы назвать твое поведение прямым путем человека. Ты же здесь — всего лишь пришелец, ты покинул родную страну, чтобы заработать немного и вернуться обратно. Тебе нужно было постоянно искать хоть какой-нибудь заработок, не теряя ни одного дня! А ты говоришь мне: “Я здесь всего двадцать лет”! Только ненормальный может так ответить!»
Мораль этой притчи ясна. Душа человека, спустившаяся на землю, пришелица здесь (ее постоянное жилище — небеса, как сказано: «Пришелец я с тобой, постоянный житель, как мои предки»). Она прибыла сюда лишь для того, чтобы изучать Тору и выполнять заповеди: ведь в вышнем мире, на небесах, она не может заслужить награду. И ей отведено на это определенное время; когда же оно истечет, придется ей вернуться к своему источнику, в вышний мир, и пребывать там в обиталище вечно живых с Г-сподом Б-гом ее. И не следует пренебрегать ни одним днем, ни одним часом, проведенным в человеческом теле, чтобы путешествие в наш мир не оказалось бесплодным. Именно это подразумевает Писание, когда говорит: «Пришелец я на земле, то есть я пробуду здесь лишь какое то время, не скрывай от меня заповедей Твоих». Если же человек отвечает на упрек: «Мне еще только двадцать или тридцать лет, у мня еще есть время», — он похож на того ленивого умника, о котором сложена притча.
Шмират га-Лашон, заключение
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»