Темы: Дождь, Потоп, Значение слов в Торе, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Спасибо большое за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Я не знаю, как покорректнее сказать то, что хочу. Надеюсь, смогу изъясниться понятно. Известно, что у Торы есть 70 ликов, что написано в некоторых книгах мудрецов благословенной памяти, что я читал. И я понимаю, что это чрезвычайно глубокая и непонятная мне вещь. Но хочу спросить вот что: что такое, если воспринимать как метафору, дождь в книгах ТаНаХа, Мидрашах, Мишне? Известно, что Вс-вышний, благословен Он, использует дождь как наказание, не дай Б-г, как в случае с всемирным Потопом, умеренный и своевременный дождь рассматривается как благословение Небес, а его отсутствие — как наказание за прегрешения народа, не дай Б-г. Также в Мишне, трактат Таанит, говорится о благословениях на дождь во время молитв, о засухах в наказание и всенародных постах. Ведь помимо буквального понимания текста, который, безусловно, справедлив и ясен для всякого человека, здесь есть и намёк на что-то более глубокое, применимое к отдельному конкретному человеку. Так вот, суть вопроса в следующем: что такое с точки зрения отдельно взятого человека, метафорически — засуха и потоп, своевременный дождь или несвоевременный. Надеюсь, сумел объяснить суть вопроса. Спасибо большое за внимание. Игорь
Уважаемый Игорь,
Вы задаете непростой вопрос, на который трудно однозначно ответить. Сказанное ниже — лишь одна из возможных интерпретаций.
В ежедневной молитве Шмоне-Эсре дожди упоминаются во втором благословении, основная суть которого Гвурот а-Шем — проявления Б-жественного могущества и, в особенности, Тхият а-метим — воскрешение мертвых. В Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот 5 б) разъясняется связь между ними: как воскрешение из мертвых — жизнь миру, так и дожди — жизнь миру. Кроме простого смысла (и то, и другое несет жизнь человеку) есть и другой: дождь и рост растений, зависящий от него, — это своего рода аналог воскрешения. Ведь и зерно пшеницы сначала «умирает» и разлагается в земле, но спустя какое-то время, после дождя, оживает вновь. Но уже не как маленькое зернышко, а как целый колос, несущий в себе множество зерен! Это своего рода «образ» воскрешения из мертвых, раскрывающий нам, что смерть — лишь временный этап, ведущий к новой, гораздо более высокой и качественной жизни (см. Кетубот 111 б).
В свете этого можно сказать, что дождь олицетворяет жизненные силы, которые Всевышний милосердно дарует нам. Грешников и злодеев Тора называет «мертвыми» даже при жизни, т.к. их души отделены от своего Источника толщей греха и нечистоты (см. Йешаяу 59:2), они находятся в состоянии «засухи». А души праведников ежедневно купаются в живительной влаге духовного света. Мы произносим в благословении перед выполнением заповедей: «…Который освятил нас… и заповедал…». Исполнение каждой новой заповеди приносит святость и свет тому, кто ее исполняет.
То же можно сказать и о потопе. Раши (Берейшит 7:12) объясняет, что всемирный потоп не начался сразу с бешеного ливня. Сначала это был умеренный, спокойный дождь: если бы люди раскаялись, это стало бы для них дождем благословения. Но когда, несмотря ни на что, люди не захотели меняться, хлынул ливень. Это то, о чем сказали мудрецы (книга Зоар, на главу Ваикра и др.): «Злодеи превращают меру милосердия в меру суда». Т.е. даже с точки зрения милосердия они заслуживают наказания, поэтому дождь, который начался благополучно и мог принести им жизнь, стал для них смертельным потопом.
Кроме того, мы находим, что дождь уподобляется Торе, см. слова Моше Рабейну (Дварим 32:2): «Польется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое». Мидраш (Сифри там) вновь поясняет: как дожди — жизнь миру, так и Тора — жизнь миру! И это не просто «высокие слова»; в другом месте сказано (Ирмияу 33:25): «Если бы не союз Мой (изучение Торы) днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»! Великий каббалист, ученик Виленского Гаона, раби Хаим из Воложина (Нэфеш а-Хаим 2:6) пишет, что со дня дарования Торы все мироздание держится только на ее постоянном изучении. И если бы в мире хоть одно мгновение не было слышно слов Торы, он немедленно вернулся бы в первоначальный хаос (к состоянию, когда не были установлены законы неба и земли). Таким образом, те, кто посвящает свое время изучению Торы, непосредственным образом поддерживают существование всего мироздания. И, действительно, Талмуд называет мудрецов «строителями» (Шабат 114а и др.), т.к. они постоянно заняты «строительством» (поддержанием) мира.
Талмуд (Таанит 7а) говорит: тому, кто учит Тору ли-шма — ради нее самой, т.е. ради исполнения воли Творца, предписавшего постигать ее, Тора становится эликсиром жизни (то, о чем мы говорили выше). Но для того, кто учит ее ше-ло ли-шма, не ради нее самой, а только ради почета, карьеры, денег и т.п., Тора становится смертельным ядом! Виленский Гаон сравнил это с воздействием дождя. Свойство дождя — помогать прорасти тому, что посажено в землю. Если в ней семена полезных растений, дождь поможет им взойти, поможет растениям укрепиться и развиться. Но если в земле семена сорняков и ядовитых растений, тот же дождь поможет взойти и им, укрепит и их. Слово адам («человек») — от того же корня, что и слово адама — «земля», «почва», в душе человека скрыто множество «семян» противоречивых качеств, добрых и дурных. Изучение Торы, подобно дождю, поможет «взойти», прорасти тем качествам, которые доминантны в нем. Именно поэтому, если человек приступает к изучению без должной подготовки, сама Тора может превратиться для него в яд. Она лишь укрепит в нем гордыню, тщеславие и т.п. Поэтому сказано: Дерех эрец кадма лэ-Тора — «Достойное поведение предшествует Торе». Очень важно, изучая Тору, находить время и силы для работы над собой. Тогда с помощью Торы человек действительно сможет достичь совершенства.
Напоследок важно упомянуть известное высказывание Талмуда (Сота 22-б и др.) «Всегда пусть человек занимается Торой и заповедями даже шло-лишма, т.к. от ло-лишма прийдет к лишма.» Имеется в виду, что когда человек да хочет учиться ради самой Торы, но чувствует противостояние дурного начала, есть необходимость пойти на компромисс и дать ецеру своего рода взятку: достигнуть уважения и т.п. Но если вся цель учебы только ради этого, такая Тора равносильна яду.
С уважением и пожеланием успешно продолжать учебу, Натан Агрес
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Бенцион Зильбер
Чем именно заслужил Ноах спасение от вод потопа?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?