Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Деньги, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
Сказал царь Давид: «И стану беседовать о свидетельствах Твоих пред царями, и не устыжусь». Действительно, иногда случается, что боящегося небес, трепещущего перед Ними и занимающегося Торой высмеивают; но делающие это совершенно не понимают, что такое Тора, хотя в синагоге, когда поднимают Свиток Торы, эти люди произносят вместе со всеми: «Это — та Тора, которую положил Моше перед сыновьями Израиля, по слову Б-га, рукой Моше». Они не знают, в чем ее святость и что делает ее столь грозной. А раз так, то и на насмешки их можно не обращать внимания и, слыша их, не стоит падать духом.
Напоминает это историю про одного человека, который жил в деревне и был известен там как великий коммерсант, занимающийся поставками продовольствия для царской армии. Прослышали его соседи, что только что получил он от царя огромную сумму в уплату за свои товары, и упросили они его хоть показать им эти невероятные деньги. Они думали, что он сейчас вынесет им мешки, набитые золотом и серебром, а он согласился и вынес им вексель, который получил от правительства. Как же стали хохотать над ним! «Что же получается, эта бумажка и есть та плата, которую получил ты за годы тяжелой работы и за весь твой риск? А мы-то думали, что ты заработал кучу денег!» Подумали они, что он лишь притворялся купцом, а он ответил: «Эх вы, дикари дремучие! Да за четверть суммы, обозначенной в этой бумаге, я могу купить все деревни в округе!»
О чем говорит эта притча, ясно без объяснений. Все знают стих из Притч: «Дороже она, чем перлы, и все сокровища твои не сравнятся с ней». И сказали мудрецы Талмуда: «Все драгоценности, все жемчуга мира не сравнятся с одним лишь словом Торы». Тем более если человек удостоился изучить все шесть разделов Мишны или несколько трактатов Талмуда! (Известно высказывание Зогар святого: «Тот, кто получил в удел один трактат, получил в удел один мир». И кроме того, сколько сотен тысяч ангелов-защитников сотворены словами выученной им Торы! И еще известно, что каждое произнесенное слово Торы засчитывается как отдельная предписывающая заповедь — так пишет Гаон из Вильно, основываясь на Иерусалимском Талмуде. И эти ангелы будут теперь друзьями этого человека навечно.) В какой великой радости должен пребывать этот человек! И не может ему даже в голову прийти обращать внимание на насмешки.
Хомат гa-Дат, 6
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.