Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Везот аБраха, Моше, Похороны, Хесед, Зелиг Плискин, Любовь к ближнему
ВОТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КОТОРЫМ МОШЕ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, БЛАГОСЛОВИЛ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ (Дварим, 33:1)
Мидраш комментирует: «Кто выступает в защиту еврейского народа, возвышается. Доказательство — Моше. Не называли его “человек Божий”, пока не стал выступать в защиту еврейского народа».
МОШЕ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (Дварим, 33:1)
Мидраш рассказывает: верхняя часть Моше была Божественной, а нижняя часть — человеческой (Дварим раба). Рав Исраэль Салантер объяснял, что, Моше был духовным существом, но когда шел к людям — был человеком. Талмуд (Ктубот) говорит, что человек должен быть связан с другими, понимать их нужды.
А БИНЬЯМИНУ СКАЗАЛ: ЛЮБИМЫЙ БОГОМ БУДЕТ С НИМ В БЕЗОПАСНОСТИ; ОКРУЖИТ ЕГО ЗАБОТОЙ И БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ МЕЖ ЕГО ПЛЕЧ (Дварим, 33:12)
Тора намекает здесь на святой Храм в уделе (на территории колена) Биньямина, на горе Мориа, Храмовой горе в Иерусалиме (Раши).
Мидраш говорит, что Храм находился в уделе Биньямина, а не других сыновей Яакова, потому что только он не участвовал в продаже Йосефа и не нес за это вины. Поскольку Храм должен был служить местом молитв к Богу о милосердии, Он не хотел пребывать в уделе тех, кто не проявил милосердия (Ялкут Шимони).
И МОШЕ ВЗОШЕЛ ИЗ ДОЛИНЫ МОАВА НА ГОРУ НЕВО, НА ВЕРШИНУ ПИСГИ, КОТОРАЯ ПЕРЕД ЙЕРИХОНОМ, И ПОКАЗАЛ ЕМУ БОГ ВСЮ ЗЕМЛЮ, ОТ ГИЛАДА ДО ДАНА (Дварим, 34:1)
Рамбан пишет: Моше увидел всю страну, которую впоследствии приобретет еврейский народ. Поскольку Бог сознавал великую любовь Моше к еврейскому народу, Он хотел, чтобы Моше порадовался судьбе своего народа, и для этого дал ему увидеть всю эту землю.
Слова Рамбана раскрывают одно из замечательных свойств Моше рабейну. Он очень хотел войти в обетованную землю, но Бог ему запретил. Как естественно было бы позавидовать тем, кто получил такую возможность! Но Моше действительно любил свой народ и радовался за него.
И ПОХОРОНИЛ [Бог] ЕГО [Моше] В ДОЛИНЕ, НА ЗЕМЛЕ МОАВ, НАПРОТИВ БААЛЬ ПЕОРА…(Дварим, 34:6)
Раби Симлай сказал: «Начинается Тора с хеседа и заканчивает хеседом. В начале Торы сказано, что Бог одевает нагих (Брейшит, 3:21), а в конце говорит, что Бог хоронит мертвого» (Сота, 14).
Талмуд продолжает: «Как Бог хоронит мертвого, так и мы должны подражать ему и хоронить мертвых» (там же).
Однажды рав Исраэль Салантер, читая утренние молитвы, услышал шумный спор глав двух похоронных обществ. Умерла бедная женщина, и оба говорили, что хоронить ее — обязанность другого. Прервав молитвы, рав Исраэль снял талит и тфилин, собрал несколько учеников и позвал присоединиться к нему для похорон этой женщины. Поскольку ни одно общество не хотело ее хоронить, то, в соответствии с прямым указанием заповеди (когда никто другой не может ее исполнить), каждый должен прервать занятия, чтобы оказать последний хесед умершему (Тнуат амусар).
Один знакомый рава Арье Левина встретил его по дороге на похороны. «Кого хоронят?» — спросил знакомый. «Не знаю», — ответил рав Левин. Увидев изумленный взгляд, он объяснил: «На объявлении о похоронах было написано, что тот пережил большие страдания, а страдания возвышают. Так что я совершаю последний хесед для возвышенного человека» (Иш цадик ѓайя).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»