Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

613 заповедей Торы

613 заповедей Торы лежат в основе всех указаний Торы и еврейского закона в целом

Оглавление

613 заповедей [↑]

Согласно традиции, 613 заповедей были переданы Моше на Синае: 365 заповедей «Не делай» (запретительных), по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей «Делай» (повелительных), по числу частей человеческого тела.

Откуда известно, что заповедей — 613 заповедей? [↑]

В Талмуде приведены следующие обоснования этого факта.

Раби Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше: 365 заповедей “Не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “Делай”, по числу частей человеческого тела».

Спрашивает раби Ханина: «Откуда это известно? Сказано (Дварим 33:4): “Тору заповедал нам Моше…”. Числовое значение слова “Тора” — 611. Добавь “Я Г-сподь, твой Б-г” и “Да не будет у тебя чужих богов пред Моим лицом” (Шмот 20:3), которые мы слышали (из уст) Всевышнего…».

Утверждение, что в Торе содержатся 613 мицвот [т.е. заповедей — прим. ред.], часто встречается в талмудической литературе. Интересно, однако, что в Талмуде нет самого перечня этих заповедей. Такое утверждение кажется странным, ибо простой подсчет заповедей показывает, что их действительное число намного превышает 613. Впрочем, указанное противоречит также Талмуду, где из стихов Торы выводятся тысячи приказаний. Естественно, что законы, которые раввины выводят путем толкования, считаются установленными свыше и утвержденными навечно. Почему же тогда Тора сводится всего к 613 заповедям? Почему тот же Талмуд не сомневается в том, что р.Симлай, говоря о 613 заповедях, передает признанную традицию? Более того, Талмуд оперирует этой точной цифрой, не давая никаких оснований предположить в ней просто символ.

В книге Маалот Атора (18 в.) р.Авраам от имени своего брата, р.Элияу, Виленского Гаона, приводит следующие комментарии:

Невозможно доказать неопровержимо, что существуют лишь 613 заповедей, поскольку от начала Берешит до Шмот 12:2 мы встречаем только три заповеди (что же представляет собой все остальное содержание этих книг, как не требования к человеку жить согласно морали?) Многие части Торы не содержат никаких заповедей, и это трудно понять. Истина состоит в том, что каждое слово Торы (включая сюжеты) нужно рассматривать как заповедь, ибо эти слова идут от Всевышнего… Об этом сказал Давид (Теилим 119:96): «Я видел предел всему свершенному, но Твоя заповедь безгранична»…

Таким образом 613, заповедей — не что иное как корни (общие правила)… Тора — «это дерево жизни для тех, кто держится ее…» (Мишлей 3:18).

Так же, как у дерева, у Торы один ствол, от которого отходит множество ветвей; а они, в свою очередь, разделяются на множество веточек, на которых держатся плоды и семена, и каждое из семян содержит в потенциале все заповеди…

Другими словами, 613 общих правил лежат в основе всех указаний Торы и еврейского закона в целом.

Кодификация заповедей [↑]

Как отмечалось, в Талмуде отсутствует перечень 613 заповедей. Первую попытку их краткого изложения мы встречаем во введении к Алахот Гдолот. Шломо ибн Габироль также составил список 613 заповедей.

Но всем этим попыткам недоставало точного критерия, определяющего, какие заповеди следует включать в перечень, а какие — нет.

Во введении к Мишнэ Тора (она же «Яд а-Хазака») Рамбам [Маймонид] первым попытался разработать обоснование для вычленения 613 заповедей. Его труд, первоначально изданный на арабском и известный сегодня как Сефер Амицвот шель Рамбам, резко критикует вариант, предложенный в Алахот Гдолот.

Рамбам утверждал, что есть три категории закона:

1. Деорайта — 613 мицвот, упомянутых в Торе.

2. Диврей софрим — законы, выведенные из текста Писания.

3. Дерабанан — раввинские установления.

(Многие комментаторы, однако, подчеркивают, что по мнению Рамбама все выведенные законы имеют раввинский статус.)

Более поздние авторы, особенно Рамбан и Раавад (р.Авраам ибн Дауд, 1110-1180), выступили против такого вывода Рамбама. Тем не менее, его труд стал классическим руководством в подходе к заповедям.

Рамбам предложил следующие принципы вычленения 613 заповедей:

1. Не включать заповеди, основанные только на раввинском авторитете.

2. Не включать заповеди, выведенные из текста Торы.

3. Не включать заповеди, если они не распространяются на все времена.

4. Не включать заповеди, представляющие собой не одну мицву, а совокупность мицвот.

5. Мотивы мицвы не считаются отдельной мицвой.

6. Если заповедь имеет предписывающее и запрещающее содержание, каждая ее часть считается отдельной заповедью.

7. Детали заповеди не считаются отдельной заповедью.

8. Требование «не делай», касающееся частного случая и представляющее собой исключение из заповеди, не считается отдельной заповедью.

9. Количество мицвот основано не на том, сколько раз повторяется мицва, но на характере предписанного действия.

10. Действия, подготавливающие исполнение заповеди, не считаются отдельной заповедью.

11. Различные элементы, образующие одну мицву, не считаются порознь.

12. Этапы исполнения мицвы не считаются отдельной мицвой.

13. Если выполнение мицвы требует больше одного дня, продолжение мицвы в другие дни не считается отдельной мицвой.

14. Виды наказаний, охватывающие несколько типов нарушений, считаются одной заповедью.

[Более подробно — в предисловии к Книге Заповедей Рамбама на нашем сайте: Книга Заповедей. Принципы составления].

В последующие годы на эту тему было опубликовано много работ. Среди них выделяются Семаг (или Смаг, Сефер Мицвот Гадоль — Большая книга заповедей), составленная р.Моше из Куси (12 в.), и Сефер Ахинух. Другой признанный труд о 613 мицвот — это Семок (или Смок, Сефер Мицвот Катан — Малая книга заповедей). Написан он равом Ицхаком бен Йосефом из Франции во второй половине 13 века. Автор не разделяет ни позицию Рамбама, ни точку зрения Рамбана.

Почему нам так важно знать 613 заповедей Торы? [↑]

Если все повеления Торы взаимосвязаны, какое имеет значение, входит та или иная заповедь в число 613-ти или нет? Более того, почему вопрос о том, как определить принцип, по которому заповедь следует включить в это число, так горячо обсуждается в трудах многих мудрецов? Почему, казалось бы, чисто теологический вопрос вызывает такой интерес у знатоков алахи?

На самом деле, этот вопрос очень важен, ибо существуют правовые различия между законами, входящими в состав 613 заповедей, и законами, которые в них не входят.

Хотя оба типа заповедей обязательны, мудрецы отмечают, что Тора прямо не указывает наказаний за нарушение запретов, не входящих в число 613 заповедей. Откуда следует, что «не входящие» запреты носят общий характер и не могут служить основой для герменевтических интерпретаций.

Таким образом, вопрос о том, входит ли заповедь в число 613-ти, является первостепенной и первоочередной правовой проблемой.

Но тогда еще непонятнее, почему же эти 613 заповедей не перечислены в Талмуде со всей определенностью.

Высказывались предположения, что когда-то такие перечни существовали и затем потерялись. Но если это так, то почему Талмуд нигде не упоминает о них, как он упоминает о других трудах, сегодня нам не известных?

Скорее, наши мудрецы не считали необходимым публиковать эти перечни, хотя весьма возможно, что такие списки составлялись. Талмуд (Гитин 606) утверждает, что Устная традиция, которая вводит понятие о 613 мицвот, не предназначалась для записывания. Более того, раввины придавали первостепенное значение методу мидраш алаха — запоминанию правил выведения заповедей из Торы; умение прилагать правила толкования к Писанию они считали более важным, чем простое заучивание списка из 613 заповедей.

Нельзя недооценивать возражений мудрецов древности против систематизации еврейского закона; глубокое его понимание неизбежно стесняется жестким кодексом. Работы Рамбама и других кодификаторов подверглись в свое время такой критике именно потому, что воспринимались как попытка канонизировать Закон.

Заповеди, применимые в отсутствие Храма [↑]

Из 613 мицвот сегодня, в отсутствие Храма, применимы 369: 126 предписаний и 243 запрещения.

Некоторые из них (например, относящиеся к разводу или к обетам) могут так и не понадобиться конкретным людям в течение всей жизни.

Двести семьдесят заповедей — 48 повелений и 222 запрета — касаются всех евреев в любых обстоятельствах, хотя часть из них ограничена определенным временем года (например, заповедь есть мацу в Песах).

Шесть заповедей обязывают постоянно:

1. Верить во Всевышнего.

2. Не признавать других богов.

3. Утверждать Его единственность.

4. Любить Его.

5. Трепетать перед Ним.

6. Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Стих Торы, напоминающий нам об этих заповедях: «…шесть городов для убежища будут у вас» (Бемидбар 35:13).

Другие виды классификации заповедей [↑]

Как в Пятикнижии, так в Талмуде приведены другие виды классификации заповедей.

Например, Тора сама устанавливает различные категории заповедей. Эта классификация никак не сказывается на исполнении мицвот, а также на вознаграждении или наказании за них:

1. Хуким — уставы (Шмот 27:21)

2. Мишпатим — законы (Дварим 4:5)

3. Эдот — свидетельства (Дварим 4:45)

4. Мишмарот — соблюдения (Ваикра 8:35)64

5. Торот — поучения (Шмот 16:28)

Подробнее об этом читайте в статье на сайте: Другие классификации заповедей.

Выводить материалы