Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Эфраим и колено Эфраима

Оглавление

Эфраим бен Иосиф [↑]

Эфраим бен Йосеф (אפרים) — сын праведного Иосифа и внук праотца Яакова, один из родоначальников колен Израильских, предок колена Эфраима.

Эфраим был вторым сыном Йосефа. Родился в 2233 г. (1527 г. до н.э.) в земле Египетской. Йосеф назвал этого сына именем Эфраим, сказав: «Б-г сделал меня плодовитым (הִפְרַנִי — ифрани)…» (Берешит 41:50-52).

Йосеф обучал Эфраима и его старшего брата Менаше законам Б-га, которые воспринял от своего отца Яакова (Сефер аяшар, Микец).

А в 2238 году (1522 г. до н.э.), когда Эфраиму было пять лет, в Египет переселилась вся семья Яакова, обосновавшаяся на севере страны, в земле Гошен (Берешит 46:6, 47:11). Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама и Ицхака (Танхума, Ваехи 6).

В 2255 году /1505 г. до н.э./, когда Яаков тяжело заболел, Эфраим и Менаше пришли к нему вместе со своим отцом Йосефом. Яаков, передав Йосефу право первородства, сказал ему: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта, — …они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими» (Берешит 48:5). Таким образом, в будущем, когда сыны Израиля возвратятся в Святую Землю, Эфраим и Менаше должны будут получить там такие же наделы, как и сыновья Яакова.

А затем Яаков, почувствовав приближение смерти, благословил внуков, положив правую руку на голову младшего — Эфраима, а левую — на голову старшего, Менаше. А когда Йосеф попытался переместить его руки, подумав, что из-за слабости и слепоты отец просто перепутал внуков, Яаков объяснил ему, что потомки Эфраима достигнут большего величия. И, действительно, из колена Эфраима впоследствии вышел Йеошуа бин Нун, под руководством которого сыны Израиля отвоевали Святую Землю. Яаков также предсказал, что в будущем Эфраим и Менаше станут духовным образцом для всего народа Израиля, и все родители будут благословлять своих сыновей, говоря: «Весимха Элоким кеЭфраим вехиМенаше — Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше» (Берешит 48:20).

У Эфраима было трое сыновей — Шутелах, Бехер и Тахан (Диврей аЯмим I 7:20).

Продолжительность жизни и год смерти Эфраима неизвестны.

Колено Эфраима [↑]

Потомки Эфраима составили одно из двенадцати колен народа Израиля.

В 2418 году (1342 г. до н.э.), за тридцать лет до исхода сынов Израиля из Египта, значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя этого колена по имени Игнон (или Гнон) бежала из рабства (Пиркей дераби Элиэзер 48). В Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитывали конец (египетского изгнания) и ошиблись». А Раши поясняет: их ошибка заключалась в том, что они отсчитали четыреста лет изгнания, предсказанных Аврааму (см.Берешит 15:13), от самого времени предсказания, а не от рождения Ицхака ((Санхедрин 92б, Раши). Беглецы достигли земли Кнаан, но были убиты филистимлянами у города Гата (Диврей аЯмим I 7:20-21).

При выходе из Египта под руководством пророка Моше в поредевшем колене Эфраима насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32-33). Как сказано выше, из этого колена происходил ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун — он был внуком вождя колена Элишамы, сына Амиуда, а Амиуд, в свою очередь, был праправнуком первенца Эфраима, Шутелаха (Диврей аЯмим I 7:22—27).

На стоянках в пустыне стан Эфраима, включавший в себя также колена Менаше и Биньямина, располагался к западу от Шатра Откровения. Знамя этого колена было, как и у колена Менаше, цвета черного оникса, и на нем — изображение города, а поверх — изображение быка, ведь в своем последнем благословении Моше сравнил колена потомков Йосефа с могучим быком.

При разделе святой земли колено Эфраима получило надел в центре страны — между коленами Менаше с севера и Биньямина с юга. Именно Именно на территории этого колена располагалось Шило — место Храмового святилища до того, как был построен Храм в Иерусалиме. Колено Эфраима играло существенную роль в северном Израильском царстве 10-ти колен после разделения страны (например, первый правитель Северного царства Иеровам был из колена Эфраима), поэтому имя Эфраим в качестве собирательного часто распространяется на все северные 10 колен (аналогично, Южное царство часто называют «Иуда», отсюда и название «Иудея»).

Однако через несколько столетий Северное Израильское царство было завоевано Ассирией, и колено Эфраима вместе с 9-ю другими коленами было изгнано. Судьба этих исчезнувших колен и их точное местонахождение неизвестно до сих пор.

Есть основания полагать, что не все потомки Эфраима были изгнаны. Некоторые из них — те, кому удалось избежать пленения — стали подданными Иудейского царства и примкнули к южным коленам.

Однако, подавляющая часть этих колен затерялись среди других народов и, скорее всего — смешались с ними и ассимилировались.

Тем не менее, до сих пор не угасают попытки найти следы 10 затерянных колен.

Через полтора тысячелетия после изгнания десяти северных колен, путешественник Эльдад Адани обнаружил потомков Эфраима и Менаше, живущих в горах недалеко от арабского города Мекка (Сефер Эльдад Адани).[1]

А в соответствии с предсказаниями кабалистов, возможно, что еще до прихода царя-Машиаха из дома Давида, встанет в народе Израиля Избавитель из потомков Йосефа (машиах бен-Йосеф), который возглавит народ в начальный период избавления, и он будет происходить именно из колена Эфраима, будучи новым воплощением и исправлением души Игнона (Гнона), который вывел потомков Израиля из египетского рабства до срока (Седер адорот).


[1] Израильские исследователи р. Э. Авихаиль и Ш. Вейль считают, что живущие в Афганистане члены пуштунского племени Африди (или Эфриди) являются потомками колена Эфраима. «Во многих пуштунских семьях, — свидетельствует Ш. Вейль, — укоренились обычаи, имеющие явно еврейское происхождение: женщины соблюдают законы семейной чистоты, подобные описанным в Торе, действуют запреты на определенные виды пищи, близкие к законам кашрута, некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано Шма Исраэль». Посетив одну из принадлежащих племени Африди деревень возле Кабула, исследователи убедились, что по пятницам многие женщины зажигают свечи и прячут их в углу дома, объясняя, что у них так делают из поколения в поколение. Вечером в пятницу к столу и подают виноградный сок, подобный вину, — и, хотя исламский закон запрещает употребление вина, местные жители поясняют, что «это древняя традиция, которая должна быть соблюдена». Еврей из афганского города Герата Авраам Бенджамин также утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима» и «представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения». Пуштуны, относящие себя к потомкам Юсуфа (т.е. Йосефа), живут и на севере Индии, в штате Кашмир (см. Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль).

Выводить материалы

Как Эфраима и как Менаше

Рав Яков Доктор

Подход хасидских книг к тексту Торы отличается одной особенностью. Темой комментария являются, как правило, не они – герои, события и принципы, описанные в данном отрывке, а мы – сегодняшние евреи, которые этот отрывок изучают, и наши современные проблемы. Ведь Б-жественная Тора – это не сборник законов и историй, которые произошли когда-то, не дай Б-г. Слово «Тора» происходит от корня слова «ораа» – указание. Её задача научить каждого еврея, в каком бы положении он не находился, что ему делать, чтобы измениться к лучшему и, таким образом, стать ближе к Б-гу. Праведник, говорящий или пишущий объяснение, помогает нам понять, какое указание содержится в данном отрывке Торы для нас

Кто эти? Глава 1: о раскрытии Имени Авая, благословен Он

Рав Цви Патлас,
из цикла «Кто эти?»

Почему Яаков положил правую руку на голову Эфраима, младшего сына Йосефа? О браке, детях и потомках