Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа; 5441—5516 /1680-1756/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился в Кракове двадцать восьмого кислева 5441 /1680/ года. Был назван в честь своего знаменитого прадеда, р. Йеошуа Харифа, автора книги Магиней Шломо (Щиты Шломо).
Уже в годы юности р. Яаков-Йеошуа возглавил ешиву города Лемберга (Львова). Однако после трагедии, произошедшей третьего кислева 5463 /1703/ года, когда его жена и дочь погибли во время пожара, он оставил Лемберг. В последующие годы он был раввином в целом ряде общин, в том числе в городе Корове, возле Люблина.
В 5478 /1718/ году р. Яаков-Йеошуа вернулся в Лемберг — после смерти выдающегося законоучителя р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви) он заменил его на посту главного раввина общины. В Лемберге р. Яаков-Йеошуа возобновил работу своей ешивы, которая вскоре стала основным центром изучения Торы в Польше.
Его самоотверженная увлеченность изучением Торы вошла в легенду. Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу (Гдолей адорот).
В 5490 /1730/ году р. Яакова-Йеошуа пригласили возглавить общину Берлина, а с 5494 /1734/ года он стал главным раввином г. Меца, расположенного в Эльзасе, на рубеже между Францией и Германией.
В Меце он завершил работу над первой частью своего комментария на Талмуд, получившего название Пней Йеошуа (Лик Йеошуа). Первый том этой книги, в котором подвергается углубленному анализу раздел Талмуда Нашим (Женщины), вышел в свет в 5499 /1739/ году в знаменитой еврейской типографии г. Амстердама.
Существуют свидетельства, что перед тем, как приступить к работе над комментарием, р. Яаков-Йеошуа тридцать шесть раз углубленно изучил весь Вавилонский Талмуд, от начала и до конца, — этот титанический труд и нашел отражение в его комментарии, который отличается особой обстоятельностью и вниманием к тончайшим смысловым нюансам текста.
На протяжении всей жизни р. Яаков-Йеошуа — так же, как и его прадед р. Йеошуа Хариф — занимался изучением кабалы. Как следствие этого, в своем комментарии он разъясняет многие высказывания Талмуда с помощью концепций, почерпнутых из Зоара и других кабалистических сочинений.
В 5500 /1740/ году скончался главный раввин Франкфурта на Майне р. Яаков Паперс — и автора нашумевшей книги Пней Йеошуа пригласили заменить его, возглавив одну из крупнейших общин Германии. С этого времени р. Яаков-Йеошуа вошел в число самых авторитетных законоучителей своего поколения — к нему обращались за решением спорных вопросов со всех концов еврейского мира.
Его многочисленные респонсы изданы отдельной книгой лишь в самое последнее время в Йерушалаиме.
В 5511 /1751/ году автора Пней Йеошуа пригласили занять место раввина в одной из общин на Святой Земле, но по состоянию здоровья семидесятилетний мудрец не мог совершить столь далекое путешествие. Тем не менее он покинул Франкфурт на Майне и поселился в городе Мангейме, посвятив все силы дальнейшей работе над комментарием. Уже в 5512 /1752/ году в типографии Франкфурта на Майне была издана вторая часть книги, посвященная анализу талмудического трактата Брахот и всего раздела Моэд (Праздники).
В возрасте семидесяти двух лет р. Яаков-Йеошуа переселился в г. Вормс, старинный центр изучения Торы, а в 5515 /1755/ году возвратился во Франкфурт на Майне. Здесь в 5516 /1755/ году была издана третья часть его фундаментального труда — в ней рассматривались талмудические трактаты Бава кама и Бава меция
Выдающийся кабалист из Земли Израиля р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида), посетивший автора книги Пней Йеошуа в Вормсе и пораженный его обликом, вспоминал: «В течение нескольких дней я удостоился созерцать Шехину (Б-жественное Присутствие), ведь он выглядел как ангел Всевышнего» (Шем агдолим).
Р. Яаков-Йеошуа Фальк умер четырнадцатого швата 5516 /1756/ года в г. Оффенбахе, расположенном возле Франкфурта на Майне. В соответствии с его завещанием, похоронен во Франкфурте на Майне.
Публикация остальных частей книги Пней Йеошуа была завершена уже после его смерти. В последующих поколениях комментарий многократно переиздавался — и по сей день он является одним из основных пособий, помогающих проникнуть в глубинные пласты талмудического текста.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами