23 октября 2019 года, темы: Траур
Еврейский мир понес тяжелую утрату. Скончался выдающийся алахический авторитет и один из глав нашего поколения, Раби Шмарьяу Йосеф Нисим Карелиц — да будет благословенна память праведника.
Раби Нисим Карелиц ушел из жизни в возрасте 93 лет в понедельник, 21 октября 2019 года. Это случилось в больнице «Мааяней а-Йешуа» в Бней-Браке.
Раби Нисим родился в городе Коссово в Западной Белоруссии в 1926 году. Его родителями были раби Нахум Меир и рабанит Батья — родная сестра великого мудреца раби Авраама Карелица — Хазон Иша.
В 1936 году вместе с отцом и матерью раби Нисим приехал в Землю Израиля. Сначала он учился в ешиве «Тиферет Цион», где одним из его наставников был гаон раби Михаэль Йеуда Липкович, а потом продолжил учебу в ешиве «Поневеж». Супругой раби Карелица стала дочь рава Цви Копшица, правнучка гаона раби Йосефа-Хаима Зоненфельда, рабанит Лея.
Годы жизни раби Нисима были очень плодотворны. Он был основателем и главой раввинского суда «Бадац» города Бней-Брак, руководил колелем «Хазон Иш», входил в Совет Мудрецов Торы движения «Дегель а-Тора», на протяжении многих лет был равом одной из старейших синагог Бней-Брака — синагоги «Хелигман», а также равом бней-бракского района Рамат Аарон.
Раби Карелиц оставил за собой целую плеяду потомков, продолжателей его дела. Среди одиннадцати детей раби Нисима и рабанит Леи — гаон раби Авраам Ишаяу — рав синагоги «Хелигман»; рав Мордехай Карелиц; гаон рав Шауль — фактический руководитель колеля «Хазон Иш»; рав Нахум — рав общины в Беэр-Шеве.
Множество учеников раби Нисима Карелица стали даянами, равами, главами общин, преподавателями ешив, благодаря чему знамя Торы продолжает передаваться из поколения в поколение. Глава всеизраильской организации «Толдот Йешурун» рав Бенцион Зильбер также получил раввинскую смиху от раби Нисима Карелица.
Похороны рава Нисима Карелица состоялись в полдень 22 октября, в Бней-Браке. Десятки тысяч евреев пришли проводить этого великого человека в последний путь. Траурная процессия прошла от дома учения в районе «Рамат Аарон» Бней-Брака и направилась к кладбищу «Поневеж», где состоялись похороны. Организация «Толдот Йешурун» и весь народ Израиля скорбят по поводу кончины лидера нашего поколения гаона раби Шмарьяу Йосефа Нисима Карелица. Барух Даян а-Эмет.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»