Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Моше мог написать: «и умер Моше»? Ведь он был жив, когда писал это.

Темы: Мудрецы, Моше, Чтение Торы, Уважение, Смерть, Жизнь, Комментарии

Отложить Отложено

Обратил внимание, что в конце Торы говорится о смерти Моше. Я всегда понимал, что Моше записал Тору со слов Всевышнего, так как же он мог тогда писать, что Моше умер и был погребен?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы задаете очень верный вопрос. Давайте обратимся к нескольким стихам в конце Торы (Дварим 34:5-8): «И умер там Моше, раб Господа, на земле Моава, по слову Господа; И погребен был в долине на земле Моава, против Бет-Пеора; и не знал никто могилы его до сего дня. А Моше было сто двадцать лет, когда он умер; не потускнел его глаз и не иссякла свежесть его. И оплакивали сыны Исраэля Моше на равнинах Моава тридцать дней».

В этих стихах о смерти Моше сказано в прошедшем времени, так что Ваш вопрос совершенно правомерен: как же мог Моше их написать, будучи живым? Это всё равно, что читать автобиографию человека, в которой он рассказывает о своей смерти и похоронах.

Талмуд о том, кто написал в Торе о смерти Моше

Талмуд (Бава Батра 15а) рассматривает этот вопрос. Там приводится спор мудрецов о том, кто записал последние восемь стихов Торы — о смерти Моше. Раби Йеуда считает, что их записал Йеошуа бин-Нун, преемник Моше, после его смерти. Его довод — такой же, как в Вашем вопросе. Как может быть, что Моше, будучи живым, написал: «и умер Моше»?

Другой мудрец, раби Шимон, полагает, что Моше сам записал эти строки в Торе, но иначе, чем прочие стихи. Обычно Всевышний диктовал, Моше повторял услышанное, чтобы не было искажений, и только потом записывал. А эти последние стихи Моше выслушивал от Всевышнего и сразу записывал, не повторяя. Раши (Менахот 30а) говорит, что Моше не мог их повторить из-за великой печали.

Кроме того эти последние стихи он писал со слезами на глазах. Некоторые ришоним (ранние комментаторы) говорят, что эти восемь стихов были записаны не чернилами, а слезами.

Поясняя свое мнение, раби Шимон говорит: не может быть, чтобы Тора оставалась незавершенной до смерти Моше и ее надо было дописывать после его смерти. Ведь сказано (Дварим 31:26), что Моше при жизни передал Свиток Торы, чтобы он хранился рядом с Ковчегом завета. Не может быть, чтобы этот свиток, который должен был являтся эталоном, был незавершенным.

Как Моше написал о своей смерти — углубленное толкование

Существует несколько комментариев, которые более глубоко объясняют мнение раби Шимона, считающего, что Моше сам написал о своей смерти.

Рав Ицхак-Зэев Соловейчик их Бриска говорит, что существует различие между книгами Пророков и Писаний. Пророчества сначала были переданы пророку — и с этого момента обладали статусом святости. А затем они были записаны. А Писания сначала были записаны и лишь после этого обрели статус святости.

Выше упоминалось, что Моше не повторял за Всевышним эти восемь стихов, как бывало обычно, а сразу записал их. Следовательно, они не получили статус святости с момента их произнесения. Кроме того, Моше записал их слезами, а это не является настоящей записью. Соответственно, статуса святости у этих стихов не было, пока Йеошуа не записал их чернилами — после смерти Моше.

Другое объяснение дает Виленский Гаон в книге «Коль Элияу»: Рамбан в предисловии к своему комментарию на Пятикнижие пишет, что вся Тора — это скрытые имена Всевышнего. Иными словами, Тора записана «на двух уровнях»: открытый уровень — тот, который известен нам, и скрытый уровень — имена Всевышнего. Виленский Гаон говорит, что стихи о своей смерти Моше записал «в скрытом виде» — в виде имен Всевышнего. И только после его смерти Йеошуа записал их в том виде, который понятен нам.

Маараль, в свою очередь, говорит, что обильные слезы, которыми Моше записал последние восемь стихов, были признаком приближения его кончины, поэтому здесь нет противоречия: Моше, находясь при смерти, пишет о своей смерти.

Наш учитель рав Ицхак Зильбер в своей книге «Беседы о Торе» также рассматривает этот вопрос. Он пишет: Тора записана без огласовок, поэтому слова «и умер Моше» можно прочитать также как «и умрет Моше». Поэтому нет проблемы в том, что их пишет Моше: он пишет, имея в виду будущее время, а после его смерти мы уже читаем их по Традиции в прошедшем времени.

Особый статус последних восьми стихов Торы

Как мы упоминали, последние стихи Торы были написаны иначе, чем все остальные. Либо их записал Йеошуа, а не Моше, либо Моше записал их, не повторяя и со слезами.

Интересно, что это отличие придает им особый статус и с точки зрения еврейского Закона. Например, Раши считает, что при чтении Торы эти стихи должен обязательно прочесть один человек, их нельзя распределять между разными чтецами.

Тосафот говорят, что обычно есть умелый чтец, который читает Тору, а человек, которого вызывают к Торе, читает шепотом вместе с ним. А эти последние восемь стихов, человек, вызванный к Торе, должен прочитать сам.

Шита Мекубецет приводит мнение о том, что эти стихи нужно прочитать отдельно от других, чтобы показать, что их статус отличен от статуса остальных стихов Торы. А затем от имени Ри Мигаша приводит противоположное мнение: последние стихи нужно читать вместе, чтобы не было видно, что у них иной статус.

Рамбам полагает: хотя обычно для чтения Торы необходимо присутствие десяти евреев, эти последние восемь стихов можно читать, даже если нет миньяна. Некоторые объясняют мнение Рамбама так: чтение Торы — это своего рода воспоминание о ее даровании. Поскольку Тора была передана через Моше всем евреям, когда ее читают, необходимо присутствие минимальной «общины», т. е. десяти евреев. А последние восемь стихов были продиктованы Моше отдельно, поэтому для их чтения не требуется присутствия десяти евреев.

Еще один из ранних комментаторов, Мордехай, говорит, что эти последние восемь стихов должен прочитать уважаемый мудрец Торы. Это мнение легло в основу обычая называть человека, который завершает чтение Торы, «жених Торы». Вызов к Торе для чтения этих последних стихов является большой честью. В некоторых общинах даже принято устраивать аукцион на завершение чтения Торы.

Хахам Цви (респонс 17) задает следующий вопрос. Из Талмуда, можно понять, что статус этих стихов ниже, чем статус других стихов Торы, поскольку они были записаны иначе. Либо их записал Йеошуа, а не Моше, либо Моше записал их, не повторяя и со слезами. А ведь уважаемых людей принято вызывать, именно когда читают наиболее значимые отрывки. Как это можно объяснить?

Сам Хахам Цви полагал, что, вероятно, ответ может быть следующим: поскольку статус этих стихов ниже, для их чтения вызывают именно уважаемого мудреца Торы, чтобы показать: тем не менее, это — часть Торы и к этим стиха нужно также относиться уважительно.

Рав Меир-Дан Плоцки (1866-1928) в своей книге «Кли Хемда» дает интересное объяснение словам Мордехая. Он пишет, что со смертью Моше закончилась эра его лидерства и можно было опасаться, что «продолжения не будет». Тем не менее, как мы знаем, Йеошуа, который стал преемником Моше, а после него другие старейшины и мудрецы продолжают неизменную передачу Традиции и ценностей Торы. Поэтому для чтения стихов о смерти Моше вызывают именно уважаемого мудреца Торы, который олицетворяет передачу Традиции.

Как читают стихи о смерти Моше согласно Закону?

Шулхан Арух (Орах Хаим 428:7) приводит мнение Раши: последние восемь стихов Торы должен прочитать один человек, их нельзя разделять между несколькими чтецами. Рамо (Орах Хаим 669) говорит: хотя по мнению Мордехая для чтения последних стихов следует вызывать уважаемого мудреца Торы, в наше время, когда в любом случае вызванный к Торе не читает сам, можно вызывать любого человека.

Мишна Брура (669:17) объясняет, что строго по букве закона любой человек может быть вызван для завершения чтения Торы. Тем не менее, желательно, чтобы это был уважаемый мудрец Торы или хотя бы просто уважаемый член общины.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его