Оглавление
Уважение как духовное понятие [↑]
Как в иудаизме понимается понятие уважения к ближнему? Многим, наверное, внушали в детстве и юности, что человека нужно уважать за его поступки, дела, слова, и т.д.. То есть — за его заслуги, за что-то полезное и положительное. Ведь именно поступки «делают» человека. С другой стороны, каждый человек — это творение Всевышнего, и он создан по Его образу и подобию. Известно также высказывание, что осуждать нужно не человека, а его поступки.
Давайте попробуем разобраться, как иудаизм понимает, что такое «уважение» и кого и за что следует уважать.
Если смотреть с чисто материальной точки зрения, то действительно: до тех пор, пока человек не добился каких-то значимых успехов — за что его уважать? Более того, даже перед животными у человека нет преимущества — с физической точки зрения ведь большинство животных более мощные, быстрые, ловкие, чем человек. Но, с другой стороны, мир сотворен так, что животным не присуще уважение друг к другу.
Уважение — явление духовное и может существовать только там, где есть духовность и разум.
Из еврейских источников мы знаем, что отличительная черта человека, достигшего высокого духовного уровня, — уважение к другим людям. Этим отличается достойный человек. Мидраш (Берешит Раба 48:9) рассказывает о праотце Аврааме: «Когда Авраам увидел, как они (ангелы в облике людей) уважительно относятся друг к другу, — понял, что это достойные люди».
Более того, духовный «трон», на котором как бы «восседает» Всевышний, наши мудрецы называют Кисэ а-Кавод — «Престол Уважения (Славы)». В Талмуде (Шабат 152 б) упоминается, что души праведников находятся в особом хранилище душ, расположенном под Престолом Славы.
Это можно объяснить так: душа человека сотворена по образу Всевышнего, как сказано в Пиркей Авот (3:14):
«У человека есть особое обаяние, ведь он создан по образу (Всевышнего). И Творец проявил к нему особое расположение, создав его по Своему образу, как сказано: “Ибо по образу Своему создал Всевышний человека”».
Человеческая душа — часть духовности Всевышнего, и сама по себе она чиста и безгрешна. И чем более возвышенной душой человек обладает — тем больше она связана с духовным началом и с «каналом уважения» — Престолом Всевышнего.
Неверные же действия человека, грехи провоцирует йецер а-ра — материальное, «дурное» начало.
Разумеется, уважать человека следует за духовную составляющую, за его праведность, за подобие Всевышнему.
А его неправильные действия следует отождествлять не с ним самим (его настоящим «Я» — чистой и праведной душой), а с его материальной составляющей, телом, которое «тянет» в сторону, противоположную духовности и святости.
Получается, что, действительно, уважать следует каждого человека — за то, что в нем есть духовного, за Образ, по которому сотворена его душа. И об этом наши мудрецы говорят во многих местах, например:
Пиркей Авот (4, 3): «Никого не презирай… ведь нет человека, у которого не было бы своего часа» (имеется в виду время, когда человек выполняет свое предназначение).
Раби Исраэль Лифшиц (1782-1860, Германия), автор комментария к Мишне «Тиферет Исраэль», объясняет: не следует относиться с презрением даже к человеку, совершившему так много грехов, что возникает вопрос «зачем такие люди появляются на земле — они же только приносят страдания себе и окружающим?». Такими их создал Всевышний, и Он сделал это ради известной Ему цели.
Автор книги «Пеле Йоэц»(раби Элиэзер-Ицхак Папо, 19 в.; в главе«Квод а-Бриёт») приводит мидраш: важно с уважением относиться к бедным и вставать перед ними — ради славы Всевышнего, который стоит справа от бедняка, как сказано: «Потому что справа от бедного стоит Он, чтобы спасти от судящих душу его» (Теилим 109, 31). И нехорошо поступают те, кто выражает уважение богатым, но не бедным — ведь Всевышний вступится за них (бедняков) и взыщет за их унижение…
Уважать каждого? [↑]
С другой стороны, один из величайших раввинов XX в., раби Хаим Шмулевич, объяснял, что это не совсем верно — «просто уважать каждого». На самом деле в каждом человеке следует найти хотя бы одно какое-то особое качество, достоинство, за которое следует его уважать. Ведь, чтобы уважение к человеку было настоящим, недостаточно просто знать, что «всех надо уважать», — обычно уважают за то, что действительно есть в человеке.
Рассказывают, что однажды после урока, на котором раби Хаим Шмулевич говорил об этом, к нему подошёл один из учеников и сказал: «Раби, я долго думал и понял, что не могу найти, за что уважать моего отца. Как ни искал — не смог найти у него ни одного особого достоинства, он самый простой еврей!» На это рав Шмулевич ответил: «Ты не прав! Недавно я видел твоего отца у молочника. Он интересовался, сколько стоит сыр. И, когда тот назвал цену, отец подумал и сказал: “Слишком дорого. Уже год не покупал сыра — обойдемся и на этот раз”. С другой стороны, за твоё обучение он исправно платит. Значит, он готов годами обходиться без сыра — только бы сын учился! Он особенный человек!»
И об этом говорится в Талмуде (Псахим 113 б): «Тот, кто знает, что его ближний превосходит его хотя бы в чём-то, — обязан уважать его!»
Автор «Пеле Йоэц» (Квод а-бриёт) приводит известное высказывание: «Следует уважать каждого человека. Если он мудрее меня, то за его мудрость. Если я мудрее, значит, он праведнее: ведь я грешу сознательно, а он — по ошибке. Если он богат — за его богатство, ведь даже величайшие мудрецы Раби и Раби Акива уважали богатых, потому что “Царь желает их величия”. А если я богат, а он беден, оказывается, что я грешен: ведь я не даю столько цдаки, сколько мне позволяет состояние. И в этом он праведнее меня».
(Ясно, что это — только пример и каждый из нас может подобным образом рассмотреть и другие качества в соответствии со «своей» ситуацией — за что следует уважать другого человека).
Хочется напоследок привести слова наших мудрецов (Пиркей Авот 4, 1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает других». Важно помнить: тот, кто искренне уважает других людей, может рассчитывать на взаимность…