Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда, Пиркей Авот, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Сетует рабби Тарфон в трактате Авот: «День короток, а работы много; рабочие ленивы…» На первый взгляд непонятно, какие могут быть жалобы: ведь если дней человеку отпущено мало, так это потому, что Святой, благословен Он, сотворил его так! И можно дать на это несколько натянутый ответ, состоящий в том, что все три вещи, которые перечисляет рабби Тарфон, на самом деле — одно. (Тогда речь идет о несовершенстве человека, которое он сам может исправить. — Прим. пер.) Мы же дадим другое, более приемлемое объяснение.
«День короток», — говорит рабби Тарфон. День стал таким из-за греха Адама, первого человека, который должен был бы жить все дни мира, и тогда хватило бы ему времени, чтобы изучить Тору и понять ее как следует. Теперь же, из-за того первого греха и наших нынешних грехов, дни человека необычайно сократились. «И работы много» — то есть Тора осталась той же, какой и была, целостной. Нам была дана цельная Тора, а не только лишь та ее часть, которую мы могли бы изучить за отпущенное нам краткое время, так что стоило бы человеку поторопиться, изучая ее. Но несмотря на все это — «работники ленивы». Поэтому завершает мудрец Мишны словами: «Нет на тебе обязанности завершить работу», то есть: не думай, что, раз ты сам виноват в грехе Древа Познания и из-за тебя самого уменьшилось время твоей жизни, ты по-прежнему обязан сделать всю работу целиком. Нет: «то, что в силах твоих — делай!»
И еще добавляет рабби Тарфон: «И можно полагаться на твоего Работодателя: Он заплатит тебе награду за работу твою». На первый взгляд непонятно, что же тут удивительного? И подобный же вопрос задают про стих из Писания: «И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно его делам». «Какое же это милосердие?» — спрашивают люди. Но сказанное нами выше развеивает все это недоумение.
Поясним то притчей. Некто нанял рабочего и пообещал ему великую плату: золотой динар за день работы, но поставил условие, что человек этот будет честно работать весь день и не будет бездельничать ни секунды. Рабочий согласился, наниматель поверил ему и снабдил его всем необходимым. Начал тот работу, проработал несколько минут и передумал, чем разгневал своего нанимателя до невозможности. Вечером приходит рабочий к хозяину и говорит: «Заплати мне то, что полагается!» — «Что же тебе полагается?» — спрашивает хозяин. «Четыре копейки за те минуты, которые я проработал». И сказал ему тогда хозяин: «Постыдился бы спрашивать плату за свою работу! Радуйся, что я не подаю на тебя в суд за то, что ты так отвратительно поступил со мной: прекратил работу в середине дня. Я же положился на тебя и все необходимое для работы дал тебе!»
Совершенно то же самое и здесь. В самом начале Святой, благословен Он, сотворил Тору, по слову Писания: «Б-г установил меня началом Своего пути…» В ней Он укоренил всю мудрость и все знание, а затем создал весь остальной мир со всем, что в нем есть. И хотел Он, чтобы Адам жил все то время, пока существует мир, то есть шесть тысяч лет. За это время смог бы он изучить всю Тору — все ее общие законы и частные проявления их, и узнал бы все тайны Торы. И повелел Он человеку не вкушать от Древа Познания, ибо оно — причина его смерти; тот же преступил Его запрет. Следующие поколения так же грешили: и поколение Потопа, и поколение Вавилонской Башни, и следующие, и время жизни человека все сокращалось, пока не дошло до семидесяти лет. Что же может человек изучить, постичь и исполнить за такой ничтожный срок? Это ведь — всего одна девяностая от тех шести тысяч лет, которые изначально отвел Б-г благословенный человеку!
Тем не менее Б-г благословенный в милости своей не лишает человека награды и награждает его согласно той мудрости и тем делам, которые он успел осуществить за это краткое время. Об этом сказано: «И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно его делам». И мудрец Мишны тоже завершил свое высказывание словами: «И можно полагаться на твоего Работодателя: Он заплатит тебе награду за работу твою». Это означает: если бы на Его месте был земной хозяин, несомненно, разгневался бы он на тебя, но не таков Б-г благословенный, Который заплатит тебе за все. И, чтобы подчеркнуть это, мудрец добавляет: «И знай, что награда праведникам — в будущем мире», что означает: Он платит великую плату, которой «глаз не видел…», а не деньгами этого мира, которые кончаются и пропадают. И в этом — также проявление милости Б-га.
Шем Олам, 10
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.