Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава

Раби Цви-Гирш бар Яаков Ашкенази — Хахам Цви

Дата рождения: прибл. 1660 г. (5420) Дата смерти: 2 мая 1718 г. (1 ияра 5478)
Период жизни: Ахроним

Раби Цви-Гирш бар Яаков Ашкенази (Хахам Цви; 5420-5478 /1660-1718/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Происходил из старинной раввинской семьи: его дедом был знаменитый кабалист и праведник р. Элияу Лоанц, который, в свою очередь, был внуком р. Йосефа Лоанца из Росхайма, духовного главы еврейских общин Германии и Австрии.

Родился в 5420 /1660/ году.

Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков. Выяснилось, что во время расправы над пленными ему удалось упасть на землю, на мгновение опередив смертельный удар — его тело укрыли трупы. В ту же ночь он бежал, а затем, возвратившись через многие страны в Польшу, разыскал семью. Молодые супруги вновь обрели друг друга, и спустя положенный срок у них родился сын, получивший имя Цви-Гирш (Праким бетолдот Исраэль, ч.2).

Изучал Тору у своего отца, р. Яакова Ашкенази-Зака, и у деда по материнской линии, р. Эфраима Акоэна из Вильно, который в течение многих лет был раввином и главой ешивы в г. Буде (ныне Будапеште).

Когда вся семья переселилась в Буду, захваченную в то время турками, р. Цви-Гирш отправился вглубь Османской империи, желая постичь и те методы изучения Торы, которые были приняты в сефардских общинах. Он учился в ешиве г. Салоников, а затем — у мудрецов Стамбула и Эдирне (Адрианополя), — за этот период он усвоил многие обычаи общин востока.

В частности, с тех пор он подписывал свои сочинения «Хахам Цви», как это было принято на востоке, — сефарды называли своих раввинов титулом хахам (мудрец). Вместе с тем, слово «Цви» было не только его именем, но и аббревиатурой: «Цви бар Яаков».

Возвратившись из Турции, Хахам Цви вновь поселился в Буде. В 5446 /1686/ году во время сражения, разгоревшегося вокруг этого города, при взрыве пушечного ядра были убиты его жена и дочь. Хахам Цви бежал из Венгрии в Боснию и стал там хахамом еврейской общины г. Сараево.

Впоследствии он переехал в Берлин, и в 5448 /1688/ году вступил в новый брак, женившись на дочери р. Мешулама-Залмана Мирлеса, главного раввина трех соседних городов — Гамбурга, Альтоны и Вансбека. Поселившись в Альтоне, Хахам Цви основал там свой дом учения и преподавал в нем в течение восемнадцати лет. В 5466 /1706/ году, после смерти тестя, Хахам Цви заменил его во главе трех упомянутых общин.

В 5470 /1710/ году он был приглашен занять пост раввина ашкеназской общины Амстердама, крупнейшего города Нидерландов.

В этом городе в 5472 /1712/ году он издал сборник своих респонсов и талмудических исследований — книга получила название Шеэлот утшувот, хидушим вебиурим (Вопросы и ответы, заметки и разъяснения).

В последующих поколениях эту книгу стали называть просто «Хахам Цви» — по имени автора.

В 5473 /1713/ году разгорелся спор, в результате которого Хахам Цви был вынужден покинуть Нидерланды.

В этот год Амстердам посетил кабалист из Земли Израиля по имени Нехемья Хиюн. Хахам Цви, ознакомившись с его книгой Раза дийехуда (Тайна единства), убедился, что в ней содержатся идеи, развивающие мистическое учение лжемашиаха Шабтая Цви. Стремясь оградить евреев Амстердама от опасной ереси, искалечившей уже столько душ, Хахам Цви и его ближайший соратник р. Моше Хагиз наложили на последователя лжемашиаха херем (отлучение от общины), а на его книгу запрет. Их поддержали и старейшины поколения — глава мудрецов Германии р. Нафтали Кац и глава мудрецов Италии р. Йеуда Бариэль, которые и прежде уже сталкивались с отступником.

Однако раввин сефардской общины Амстердама р. Шломо Аильон принял в этом конфликте сторону заезжего кабалиста. Причина была проста: в молодости, обучаясь в ешивах Турции, р. Аильон входил вместе с Нехемьей Хиюном в круги поклонников лжемашиаха — и теперь он не желал, чтобы об этом стало известно в возглавляемой им общине. В ответ на херем, наложенный Хахамом Цви, главы сефардской общины наложили херем на самого Хахама Цви и, заручившись поддержкой властей, вынудили его, а также р. Моше Хагиза, покинуть территорию Нидерландов.

Впоследствии все духовные лидеры поколения встали на защиту двух изгнанных мудрецов — последователь лжемашиаха был вынужден бежать в Северную Африку и там умер, а р. Шломо Аильон раскаялся в своей поддержке отступника (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

После длительных странствий Хахам Цви избрал для жительства Польшу — в свои последние годы он был раввином г. Лемберга (ныне Львов).

Путешествуя по странам диаспоры, Хахам Цви овладел многими языками: немецким, французским, итальянским, испанским и турецким — что было тогда редкостью среди знатоков Торы.

Хахам Цви умер в Лемберге в первый день месяца ияр 5478 /1718/ года.

Его сыном и учеником был р. Яаков Эмден (Ябец), один из духовных вождей следующего поколения евреев Европы.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами