Темы: Христианство, Ад, Награда и наказание, Ислам, Душа, Наслаждения, Рай, Загробная жизнь, Смерть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, Уважаемый Рабби! Я читал много религиозных книг (Тору, Коран, Библию, Веды и множество апокрифов)… И в каждой есть упоминание небес, вечного блаженства (ну, в той или иной степени… мне лично не улыбается напиваться каждый день с одином, или зачем мне 72 девственницы?:-)) И в каждой из книг говорится, что за праведную жизнь мы что-то получаем после смерти. Но в Пятикнижии я ничего подобного не нашел…
Собственно вопрос: есть ли в иудейской вере — небеса? А если есть, то есть ли ад? Может, я невнимательно читал? Или просто не было наставника? Заранее благодарен за ответ…
P.S.: Возможно, вопрос глупый, но он от человека, который к своему богу еще не пришел…
Здравствуйте!
Вы абсолютно правы, напрямую о духовном воздаянии в Торе ничего не сказано. Тем не менее, безусловно, «рай» и «ад» в иудаизме существуют, но представления о них радикально иные, чем в упомянутых Вами религиях.
Согласно классификации Рамбама, вера в духовное воздаяние является одной из основ иудаизма и занимает 11-ое место среди 13 основ веры. Тот, кто не верит в награду или наказание после смерти, не может считаться иудеем. И, хотя основная информация о рае, аде и Будущем мире содержится в Устном Предании и в пророческих откровениях, существует немало намеков и в Пятикнижии, хоть и не столь очевидных:
А Пророках и Писаниях рай и ад упоминаются прямо:
Следует добавить, что Талмуд (Сангедрин 90а) находит в Торе семь намеков на воскрешение из мертвых с помощью тринадцати способов толкования Торы. Но Рамбам в послании «Воскрешение из мертвых» пишет: всё, сказанное в трактате Сангедрин, само является лишь намеком. Поэтому у мудрецов нет единого мнения, где именно в Торе находятся эти места.
До сих пор мы говорили только о духовном воздаянии. Но воздаяние в физическом мире упоминается в Торе напрямую, например, в главе Бэхукотай, в главе Экев, а также во втором отрывке Шма Исраэль. Возникает вопрос: почему в Торе сказано только о материальной награде, почему ничего не написано о духовной?
На это есть немало ответов, но мнения многих комментаторов (Ибн-Эзра к Дварим 32:39, Рабейну Бахье к Ваикра 23:24, Рамбам в послании о воскрешении из мертвых и др.) сводятся к следующему: поскольку большинство людей идею о загробной награде не смогут правильно воспринять, о ней сказано не напрямую, а косвенно. Чтобы знание об этом передавалось только устно.
Теперь о 72 гуриях:) В иудаизме награда, которая полагается за исполнение заповедей, — чисто духовное наслаждение. Все эпитеты, описывающие будущую награду, а также образы роскошных пиров или физических наслаждений, которые можно встретить в еврейских книгах, призваны лишь дать нам хоть какое-то представление об этой награде с помощью того, что нам знакомо.
Наиболее четко взгляд иудаизма о сущности воздаяния — награды за исполнение заповедей и наказания за нарушение — изложил Рамбам в своем труде «Мишнэ Тора»:
«[Сказали наши мудрецы:] “В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни половой жизни, а только праведники сидят и венцы их — на головах их, и наслаждаются они сиянием Б-жественного присутствия”. То, что сказано, — “праведники сидят” — это образное выражение, призванное показать, что души праведников пребывают там, не утруждаясь и не испытывая усталости… А то, что сказано: “наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия”, означает, что они осознают и постигают сущность Святого, благословен Он, так, как не могли бы постичь, будучи в теле, презренном и бренном».
И еще пишет Рамбам («Законы раскаяния» 8:7): «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) неспособен ясно постичь благо Будущего мира, и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он».
А о сути наказания в каббалистических книгах сказано следующее: после смерти душа человека неудержимо стремится воссоединиться с Создателем. Отлучение от света Создателя причиняет душе сильнейшие муки, что и является наказанием за совершенные грехи. Для очищения душа помещается в духовную субстанцию — Геином (ад), чтобы, очистившись, удостоиться света Создателя в мире духовного наслаждения — Ган-Эдене (рай).
С уважением, Моше Сытин
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Берл Набутовский
Рав Зеев Урман
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?