Наслаждение — это высшая степень удовольствия, стремление к которой заложено Творцом в самой природе человека. Материальные наслаждения ограничены по объему и по качеству. Духовные наслаждения — безграничны. Истинное наслаждение, ради которого человек сотворен, — это наслаждение Вс-вышним, светом Его, которое уготовано праведникам в Грядущем мире. Вс-вышний дал нам и в этом мире некое подобие будущей жизни — это наслаждение субботой и праздниками.
Оглавление
В поиске наслаждений… [↑]
Стремление к наслаждению — самое сильное качество человека, побуждающее его к поступкам; то, что называется центральной мотивацией его действий. Поиск наслаждений — это тот стимул, который характерен для всех без исключения представителей человеческого рода. Неистребимое желание удовольствия толкает человека к действию, — подобно тому, как опасение получить страдание и боль является тормозом для действия.
Всех, даже самых разных, людей объединяет одно — желание получить удовольствие. А различие между людьми заключается не в том, что кто-то ищет, а кто-то не ищет удовольствий; различие — в предмете поиска. Ищут все, но разное. Жажда удовольствий формирует нашу личность. Место, которое стремление к удовольствиям занимает в жизни человека, не случайно. Создав нас из любви, желая одарить нас максимальным благом, Творец наделил нас могучим стремлением к наслаждению.
Наслаждения материальные и духовные [↑]
Материальные удовольствия, конечно, доставляют нам наслаждение, но они ограничены по объёму и по качеству. Мы не можем съесть больше, чем позволяет объем желудка и проспать дольше, чем требует наш организм. Наслаждения нематериальные, такие как почести, слава, власть — ограничений не имеют. Чем больше человек их получает, тем больше удовольствия. Нематериальные удовольствия гораздо сильнее, чем телесные. И чем более они удалены от материальности, тем они сильнее и тем дольше они длятся.
Но максимальное наслаждение, которое только может быть, находится там, где присутствует максимальная нематериальность, то есть — духовность.
Душа человека по сути своей бессмертна, поэтому жаждет вечной жизни и на Земле. Она взята из места под названием Таануг Ницхи — «вечное наслаждение», поэтому постоянно и толкает человека к поиску удовольствия тут, на Земле.
В самой телесности, на уровне нэфеш, животной души, она требует телесных наслаждений. На более высоком уровне, руах, — душевного удовольствия: славы, почёта, впечатлений. На более высоком уровне, нэшама, — духовных наслаждений.
Духовная, разумная и чистая душа тянет человека к духовности, а тело — к материальности. Когда побеждает душа, она возвышает себя, а заодно и тело, и тогда человек приобретает исконное совершенство, удостаивается вечного наслаждения и достигнет цели творения. А если уступает материальности, опускается тело и душа вместе с ним, совершенство не обретается, и подаренная жизнь лишается смысла.
Раби Хаим Виталь в книге «Врата святости» (Часть 2. Врата первые. О наставлениях) пишет: «А теперь, сын человеческий, прогони слепоту с глаз своих и увидь, что все наслаждения и блага этого мира — чепуха и пустые забавы. Чем ты можешь гордиться перед другими?! Высоким ростом? —Все созданы по образу Вс-вышнего, как и ты. Происхождением? — Все мы дети одного человека, все — сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Быть может, богатством? — Сколько людей пустых и никчёмных богаче тебя! Быть может, властью и почётом? — Сколько людей низменного происхождения правят в этом мире! Быть может, мудростью? — Сколько великих мудрецов страдало и в этом мире, и в будущем, подобно Доэгу, Ахитофелю и Йероваму».
Райские наслаждения [↑]
Какие же наслаждения не являются «чепухой и простыми забавами»? Рамхаль объясняет в «Месилат Йешарим», что человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Вс-вышним, светом Его. Это — истинное, утонченное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть. И по-настоящему, место этого наслаждения — мир будущий, ведь только он создан и приспособлен для этого. Однако путь достижения этого средоточия наших желаний пролегает через наш мир.
Сказали мудрецы (Авот 4:16): «Наш мир подобен коридору перед миром будущим». В этом самом коридоре находятся и средства, приводящие человека к наслаждениям Грядущего мира, — заповеди, и место их исполнения. Поэтому именно сюда приходит человек вначале, чтобы с помощью средств, доступных ему, он смог достичь места, уготованного для него в будущем.
Всю свою жизнь мы стремимся присоединиться к источнику наслаждения. И чем больше возвышается человек, тем его постижение наслаждения становится тоньше и деликатнее, пока не придет к желанию прилепиться к Жизни миров, источнику блага и наслаждения жизни. Такой человек становится обитателем Грядущего мира.
Рамхаль пишет, что существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело — Рай и Ад. В Аду душа, которая несет грехи, очищается наказаниями, которые мешают ей наслаждаться отдыхом. А в Эдемском Саду (Раю) душа может отдыхать, если она этого достойна, до Воскрешения. Существует верхний Сад Эдема и нижний.
В нижнем Саду Эдема души отдыхают в той форме тела, в которой они когда-то существовали, и наслаждаются различными духовными наслаждениями, которые были созданы там.
Высший Сад Эдема — это место, где души пребывают в их истинной сущности. Здесь они разделяют более высокие и великие наслаждения, чем те, что души в нижнем Саду Эдема. В Саду Эдема сменяются эпохи и времена года, и у каждого из них свои наслаждения. Есть также разные уровни для тех, кто разделяет эти наслаждения.
В Талмуде говорится, что «в грядущем мире на едят, не пьют и не совокупляются — но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины» (Брахот, 17а). Из этих слов видно, что грядущий мир бестелесен, раз сказано, что не едят там и не пьют. А то, что сказано там — «праведники восседают», — лишь образное выражение, означающее, что они пребывают в покое, не зная тягот. Так и слова «с коронами на челе» означают, что мудрость, которой они достигли в земном мире и благодаря которой удостоились грядущего мира, венчает их, как корона — чело.
Рамбам в «Законах раскаяния, §6» риторически вопрошает: «Может быть, тебе покажется описанное вознаграждение ничтожным, и ты решишь, что истинной наградой человеку, исполняющему заповеди и достигшему совершенства на путях истины, может быть лишь возможность наслаждаться едой и питьем, любовью прекрасных женщин, одеваться в великолепные одежды и жить во дворцах из слоновой кости, пользоваться золотой и серебряной утварью?»
И отвечает: «Все эти наслаждения — суета и пустое; и представляются нам эти вещи великим благом только потому, что все они нужны телу, и душа желает их и стремится к ним лишь ради тела, чтобы было оно здоровым и ни в чем не нуждалось; но если тела нет — нет и всех этих желаний. Великое благо, которым душа будет наслаждаться в грядущем мире, совершенно невозможно постичь, находясь в этом мире; ибо здесь нам ведомы лишь наслаждения тела, и только к этому мы стремимся».
Наслаждение субботой и праздниками [↑]
Вс-вышний дал нам и в этом мире некое подобие будущей жизни. Это Шаббат, называемый мудрецами «подобием Будущего мира». В течение шести дней недели наш образ жизни — это «желания» и «работа». Но Шаббат — это время наслаждения — и нам дана возможность отдыхать и наслаждаться тем, что есть.
Если мы и в шабат хотим получить лишь отдых и телесное наслаждение — мы его и получаем, как пишет Хафец Хаим в «Шем Олам»: «Люди, как правило, готовятся к субботе главным образом со стороны практической — к тому, чтобы не исполнять запрещенных работ, и приготовляют себе необходимое для субботних удовольствий (еду и напитки); к тому же вся эта подготовка приходится у них на конец недели».
Таким людям на Небесах готовят награду по их делам: то есть наслаждения, подобные материальным, в конце недели. Поясняет Хафец Хаим, что, хотя эти наслаждения и не полностью материальны, как те, которые есть у нас в этом мире, как об этом сказано в наших книгах (Эвен Шломо, 11:11), в сравнении с наслаждением светом, они считаются материальными.
И лишь немногие, стоящие на более высокой духовной ступени, освящают субботу также и в мыслях своих, — такие, у которых все их субботние трапезы и отдых, как и их подготовка к субботе, — только во имя святости ее. И весь субботний день [кроме трапез и сна] они заняты Торой, молитвой и освящением своих мыслей подобающим образом.
Эти люди, поскольку суббота для них столь важна, готовятся к ней с начала недели — они начинают готовить для нее все, что могут, и помнят о ней каждый день. Поэтому в Грядущем мире им уготован свет сокрытый, и это — наслаждение духовное, приготовляемое для них с первого дня недели.
Наслаждение субботой и праздниками — это заповедь, закон, включенный в кодекс «Кицур Шульхан Арух»: «Как требует заповедь почитать Шаббат и наслаждаться им, так есть заповедь почитать праздники и наслаждаться ими, как сказано: “…чтобы освятить Б-га почитаемого”». И про все Йом-Товы сказано: «Священное собрание».
Что такое «наслаждение Йом-Товом»? Это то, что имели в виду мудрецы наши благословенной памяти, когда сказали, что каждый человек обязан устроить в Йом-Тов две трапезы, одну ночью и одну днем, и приготовить для трапез столько мяса, вина и деликатесов, сколько возможно.
И дальше сказано в «Кицур Шульхан Арух»: И пусть говорит человек сам себе во время своей радости и своего наслаждения: «Если такова радость этого мира, суетная и временная, поскольку за нею следует печать и страдание, то какова же будет вечная радость будущего мира, после которой не будет печали?» И пусть молит Святого, благословен Он, склонить сердце его к служению Ему и к следованию Его воле с полным сердцем, чтобы Он дал ему вечную радость и удостоил его жизни в будущем мире, наслаждаться светом лица Царя живого.