Ад (ивр. «Геином») — место наказания за грехи и духовного очищения, куда душа человека попадает после смерти.
Оглавление
Происхождение названия [↑]
Слово Геином переводится как «долина Инома» (ивр. «гай» — גיא — долина, Ином — הינום — имя человека, см. комментарий Радакак Млахим II 23:10). Как следует из Писания, из книги Млахим — книги Царств (Млахим II 23:10), долина Инома — место на юго-западе Иерусалима, где постоянно пылал страшный огонь: здесь язычники приносили детей в жертву кнаанейскому идолу Молеху. Из-за символического сходства между жаром долины Инома и духовным жаром Ада название этой долины стало одним из наименований Ада.
Есть здесь и более глубокое сходство: согласно некоторым мнениям (см. комментарий Радака к Йешаяу 66:24), после воскрешения умерших именно в долине Инома над злодеями свершится суд и последующая за ним кара.
Какое наказание ожидает души в Аду? [↑]
Вот что пишет о наказании в Геиноме Рамбан («Врата воздаяния»76): «Геином — это место наказания и кары, где согрешившие души претерпевают страдания и муки, подобных которым нет в этом мире. Ведь страдания этого мира терзают лишь презренную плоть, примитивную, “толстокожую” и грубую, а те кары и муки терзают душу, нежную и тонко чувствующую. Точно так же человек ощущает прикосновение иглы к телу более остро, чем осел, более грубый по природе…»
В каббалистических книгах сказано, что после смерти душа человека неудержимо стремится воссоединиться с Создателем, но грехи препятствуют этому. Отлучение от света Создателя причиняет душе сильнейшие муки, которые и являются наказанием за совершенные грехи. Для очищения душа помещается в духовную субстанцию — Геином, — чтобы, очистившись, удостоится света Создателя в мире духовного наслаждения — Ган-Эдене.
Сколько длится наказание в Аду? [↑]
Очищение души в Геене огненной продолжается не более одного года
Очищение в Геиноме продолжается не более одного года (Мишна Эдуёт 2:10). В книге Зоар(на главу Ваехи) сказано: двенадцать месяцев длится очищение в Аду, половину времени душа очищается (бесплотным) «огнем» за нарушение запретов, а половину времени (бесплотным) «холодом» — за нарушение предписывающих заповедей. (Сопоставление мук Ада с огнем и холодом — образное сравнение, которое дает представление о духовном страдании, напоминая о наиболее близких по «ощущению» материальных явлениях).
Семь отделений — семь «кругов» Ада [↑]
В книге Зоар (на главы Ваехи и Трума) говорится, что Ад состоит из семи отделений — «мэдорим», каждое из которых предназначено для определенного «сорта» грешников.
В Талмуде(Эрувин 19а) сказано, что Ад имеет семь названий: 1) «Шэоль» — ивр. «Преисподняя»; 2) «Авадон» — ивр. «погибель»; 3) «Бээр шахат» — ивр. «яма гибельная» (Теилим 55, 24); 4) «Бор шаон» — ивр. «яма, полная воды» (см. Теилим 40, 3); 5) «Тит явэн» — ивр. «липкая грязь», «трясина» (см. там же); 6) «Цалмовэт» — ивр. «Долина мрака» (Теилим 23, 4); 7) «Эрэц тахтит» — ивр. «страна (пределов) нижних» (Йехезкель 31, 18). Принято считать эти названия названиями семи отделений Геинома.
В книге Зоар сказано, что в Геиноме есть место, которое называется «Цоа ротахат» — «кипящие экскременты». Это образное название места, где скапливается духовная «зуама» (ивр. «нечистота», «скверна»), оставшаяся после очищения душ. Место это предназначено для грешников, которые подстрекали к греху других и не раскаялись при жизни.
Там же говорится, что раз в неделю, в Субботу, Геином прекращает свою работу и души грешников пребывают там в покое. Но те, кто при жизни нарушал Субботу, страдают и в субботу.
Будущий Ад [↑]
Согласно мнению Рамбана («Врата воздаяния» 68), кроме Геинома, в который душа грешника попадает после смерти, существует и Будущий Геином, куда злодеи будут помещены после грядущего суда, после воскрешения мертвых. Тот, кто будет осужден на это, окажется навеки в месте вечных страданий, которое также именуется Геином. Рамбан подтверждает это словами из книги Даниэля: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание» (Даниэль 12:2).
Согласно же мнению Рамбама, самое страшное наказание, которое может постичь грешника, это карет.
Что такое карет? [↑]
«Карет» (ивр. «отсечение») означает в Торе самое страшное духовное наказание. Такое наказание полагается за преступления тридцати шести видов (Критот, гл. 1). В список самых тяжких преступлений включены вступление в запрещенные связи, идолопоклонство, нарушение Субботы и некоторые другие действия.
Существует спор между мудрецами о том, что именно означает термин «карет».
Согласно мнению Рамбама (см. «Законы раскаяния»), карет — это полное уничтожение души грешника, т. е. отлучение от высшего блага, награды в Будущем мире.
Согласно же Рамбану («Врата воздаяния» 92, комментарий к Ваикра 18:29) душа как духовная сущность не может быть уничтожена никогда. Рамбан полагает, как упоминалось выше, что самые страшные грешники обречены на вечные муки в Геиноме.
По мнению Рамбана, существует три вида наказания, которые в Торе называются «карет»:
- Преждевременная, до шестидесяти лет, смерть полагается тому, кто совершил преступление, за которое полагается карет, но при этом имеет заслуги, более весомые, чем совершенное преступление. Такой человек, «расплатившись» в этом мире и пройдя очищение в Геиноме, не лишается удела в будущем мире.
- Лишение награды Будущего мира полагается тому, кто совершил преступление, за которое полагается карет, и чьи нарушения более весомы, чем заслуги.
- Преждевременная смерть и отлучение от будущей награды — самое тяжкое наказание, совмещающее два первых вида карета. Оно полагается идолопоклонникам и вероотступникам.
Как избавиться от мук Ада? [↑]
Сказано у Рамбама («Законы раскаяния», конец 3-ей главы): «Раскаяние всех грешников и злодеев, и вероотступников, и им подобных, которые раскаялись — явно или скрыто, — принимается…»
Половину времени душа в Геиноме очищается (бесплотным) «огнем» за нарушение запретов,
а половину времени (бесплотным) «холодом» — за нарушение предписывающих заповедей
Полное раскаяние не только спасает от наказания, но и превращает совершенные преступления в заслуги.
Илуй нэшама («Возвышение души») [↑]
В священных книгах сказано, что живые могут облегчить муки умерших в Геиноме, а также добавить им заслуги и поднять их души на более высокий уровень в Ган-Эдене. Для этого в течение первого года после смерти принято читать поминальную молитву Кадиш, давать цдаку и совершать добрые дела ради «возвышения души» умершего — «илуй нэшама». Так же принято поступать в годовщину смерти — Йорцайт.
Особую силу эти действия имеют, когда их совершают дети умершего, как сказано в трактате Сангедрин 104а: «Сын в силах добавить заслугу отцу…»
Полезные материалы — статьи о Рае (Ган Эдене) и Аде (Геиноме) на нашем сайте: