Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Почитание родителей, Реувен Пятигорский
Продолжаем разговор о почитании родителей. Мы помним, что такова заповедь Торы: «Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на Земле, которую Всевышний дал тебе» (Шмот 20:12); «Каждый да убоится своей матери и своего отца» (Ваикра 19:3).
Мы уже говорили в прошлый раз, что при появления отца или матери дети должны встать. Это не простая формальность, которую выполняют при посторонних. Встают, даже если родители слепы.
Нельзя обижать родителей, даже если вы хозяин в доме, а они стары и слабы. Тем более нельзя стыдить родителей, — даже если они в чем-то ошиблись. Повторяем важное правило, данное в прошлый раз: ваши родители — самые выдающиеся люди на земле!
Мы уже говорили, что заповедь учить Тору важнее заповеди почитать родителей, а поэтому можно уехать учиться, даже если родители против вашего уезда. Но и такой уезд надо обставить со всей мягкостью и вежливостью, на которые способно ваше доброе сердце.
Нельзя будить своих родителей, даже если в противном случае расстроится выгодная сделка. В случае необыкновенно серьезных причин — пусть их разбудят по вашей просьбе другие.
Просьба родителей о том, чтобы вы нарушили запрет Торы, должна быть отклонена в самой мягкой форме. Например, нельзя слушать отца, приказывающего вам не разговаривать с кем-то (по причине их ссоры). Ибо Тора повелевает любить людей!
В свою очередь родители не должны быть жестокими по отношению к своим детям. Иначе им будет трудно исполнять заповедь почитания родителей. Почитайте своих детей, тогда они будут почитать вас.
В трех случаях можно поступать вопреки родительским пожеланиям: переезд в Израиль, переезд в Иерусалим, женитьба (или замужество).
Женщина почитает своих родителей, как и мужчина, но прежде всего уважительно относится к мужу — и только потом к родителям.
После смерти любого из родителей заповедь почитания выражается в чтении по ним Кадиша.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»