Темы: Тора и наука, Суббота, Праздники, Еврейский календарь, Давид, Молитва, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! В последнее время в СМИ часто говорят о полетах на Марс, о внеземных поселениях и т. д. Напрашивается вопрос, может, далёкого будущего: как еврею вести себя? Что с временем молитвы, шабатом, праздником? Считать по какому календарю? По восходу солнца на другой планете? Кстати, есть планеты и без восхода нашего солнца. К тому же, немало евреев, особенно американских, уже бывали на околоземной орбите, где есть, хотя бы частично, все эти проблемы. Спасибо!
Большое спасибо, что обратились к нам.
С теоретической точки зрения вопрос о соблюдении заповедей в космосе обсуждался уже давно. Но практическое значение он приобрел впервые в 2002 году, когда первый израильский космонавт Илан Рамон готовился в США к полету в космос.
Сын матери, которая прошла Освенцим, и отца, который сражался в войне за независимость Израиля, Илан Рамон очень ответственно отнесся к своей миссии. Он видел себя не просто первым израильским космонавтом, он видел себя — первым представителем еврейского народа в космосе. Поэтому он посчитал, что миссия не будет выполнена в совершенстве, если он не будет в космосе соблюдать кашрут и субботу, хотя в повседневной жизни он не был соблюдающим евреем.
В чем проблема соблюдать субботу в космосе?
Если с задачей обеспечить космонавта кошерным питанием специалисты НАСА справились успешно, то вот с субботой дело обстояло гораздо сложнее. Проблема заключалось в том, что Рамон должен был работать на околоземной орбите, при этом его космический корабль облетал вокруг Земли в течении полутора часов так, что за это время он успевал увидеть, как восход, так и закат солнца. Каким образом он должен соблюдать субботу в такой ситуации?
Одним из раввинов, рассматривавших этот вопрос, был Рав Ицхак Гальперин, руководитель Института науки и Галахи (Махон мадаи вэ-тэхнологи лэ-hалаха), который занимается решением технологический вопросов с точки зрения еврейского Закона. Он даже посвятил этому вопросу целое научное исследование.
Первый вариант решения
Первый вариант проблемы был следующий: в качестве точек отсчета приняли восход и заход солнца. Как известно, еврейские сутки начинаются ночью, с заходом солнца, а с восходом начинается день, как сказано (Берешит 1:5): «И был вечер, и было утро — день один». Т. е. эта единица, состоящая из ночи и дня, ограниченная восходом и заходом солнца, может рассматриваться как одни сутки. Получается, что для Рамона, который в течение полутора часов облетал вокруг Земли, видя при этом смену ночи и дня, это может рассматриваться как одни сутки.
Но этот вариант проблематично воплотить в жизнь. Ведь в таком случае в течение двадцати четырех часов Рамону придется пережить шестнадцать «суток», что означает: налагать тфилин каждые полтора часа, 32 раза прочесть Шма, 48 раз прочесть Шмонэ-Эсрэ, а также соблюсти две субботы продолжительностью полтора часа каждая.
Кроме того, что этот вариант предполагает сильно перегруженный распорядок дня, которому невозможно следовать, он также создает ситуацию, при которой еврей живет по своему собственному календарю, отличному от календаря всего еврейского народа.
Второй вариант решения
Второй вариант решения проблемы: космонавт ведет себя в соответствии с тем, в каком часовом поясе располагаются территории, над которыми он пролетает в данный момент. Т. е., если он летит на Америкой, поступает как евреи в Америке, а если над Израилем, — как евреи в Израиле.
Этот вариант также создает достаточно абсурдную ситуацию: человек начинает произносить с наступлением субботы Кидуш, который может плавно перейти в Авдалу исхода субботы, поскольку продолжительность субботы будет всего несколько минут. И сроки выполнения других заповедей будет меняться очень быстро — в соответствии со скоростью полета космического корабля.
Третий, предпочтительный, вариант решения
Рав Гальперин обратился к стихам (Берешит 1:14-19), повествующим о сотворении Солнца, Луны и других небесных светил, назначение которых — отделять день от ночи и таким образом задавать рамки Еврейского календаря, по которому мы выполняем заповеди, связанные с определенным временем. Из этих стихов следует, замечает рав Гальперин, что эта система была создана именно для Земли. Т.е. вся система еврейского исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца и учитывающая циклическое обращение Луны вокруг Земли, имеет значение только для соблюдения заповедей внутри этой системы, а именно — на Земле.
А если человек находится на космической орбите, где день и ночь для него сменяются быстрее, то это — автономно созданная система, которая не имеет отношения к замыслу Творца. Иными словами, покидая первоначальную систему, т. е. выходя в космос, человек освобождается и от заповедей, выполняемых в определенное время, которые «привязаны» к этой системе.
Оговоримся: речь идет только о заповедях, связанных со временем. Все остальные заповеди и запреты остаются в силе вне зависимости от того, находится человек на Земле или нет.
Тем не менее, даже в космосе сохраняется обязанность соблюдать заповеди, выполняемые в определенное время по постановлению мудрецов, — чтобы эти заповеди не были забыты.
К такому же выводу приходит и Рав Моше Штернбух, один из крупнейших галахических авторитетов нашего времени (Тшувот вэ-Анhагот 5:84). При этом он добавляет, что, поскольку заповеди, выполняемые в определенное время, даны в соответствии с временной системой Земли, а, выходя за пределы этой системы, человек освобождается от таких заповедей, он не имеет права покидать эту систему.
«Автономные» сутки
Еще один аспект, который следует учесть, — это то, что говорит Талмуд (Хагига 12а), перечисляя 10 объектов/явлений, созданных в первый день Творения. Одно из них — «продолжительность дня и ночи». Раши объясняет: речь идет о том, что сутки, включающие день и ночь, в совокупности составляют 24 часа. Иными словами, понятие о том, что продолжительность суток составляет 24 часа, было создано еще до Солнца и Луны, и, соответственно, можно предположить, что это понятие существует автономно и не зависит от небесных светил.
Некоторые галахические авторитеты считают, что эти решения верны и для тех мест, где день и ночь не сменяются в течение долгого времени, например, в северных широтах. Они утверждают, что в этих местах человек должен отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа, даже если за это время солнце вообще на всходило (раби Яаков Эмден 344; Тиферет Исраэль, Брахот 1:5). Подобная ситуация описана в Талмуде (Шабат 69 б). Там сказано, что человек, который находится в пустыне и не знает, какой сегодня день недели, должен отсчитать 6 дней и в седьмой день соблюдать законы субботы.
Так было предложено поступать в космосе, когда человек выходит за пределы стандартного земного времени, — отчитывать сутки продолжительностью 24 часа.
Это имеет отношение и ко второй части вопроса — о полете на Марс. Ведь если человек направляется туда, где не будет смены дня и ночи, ему придется отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа.
С какого момента отсчитывать «автономные» сутки?
Остается только выяснить какое время взять за точку отсчета «автономных суток».
По этому вопросу также существует несколько мнений. Некоторые полагают, что он должен придерживаться времени того часового пояса, «из которого» вылетел. Другие считают, что нужно принять: каждый день начинается в 6 часов утра и заканчивается в 6 часов вечера.
Есть еще одно мнение: необходимо вести себя в соответствии со временем Земли Израиля. Ведь, как известно, суббота существует и в духовных мирах, а в книгах наших мудрецов сказано, что в духовных мирах суббота наступает по времени Земли Израиля.
Заключение
Подведем итоги: тот план, который Илан Рамон получил от рава Гальперина и который актуален для ответа на Ваш вопрос, заключается в следующем: выходя в космос, человек выходит за пределы системы стандартного «земного времени», поэтому по Торе он освобождается от выполнения заповедей, связанных с определенным временем — ведь они релевантны только для «земного времени». Тем не менее, по постановлению мудрецов он обязан соблюдать субботу и другие заповеди, связанные со временем, чтобы они не были забыты.
Как это делать? Нужно отсчитывать сутки продолжительностью 24 часа. С момента вылета с Земли нужно начать отсчет в соответствии со временем той местности, откуда вылетели, а затем, когда пролетают над Землей Израиля, можно перейти на израильское время и далее соблюдать заповеди в соответствии с этим временем.
Таким образом мы выяснили, что наши отношения со Всевышним не ограничиваются только земным пространством и временем. Каждую минуту и в любом месте еврей имеет возможность приблизиться к Творцу, выполняя Его волю, выраженную в заповедях. А еврейский Закон (Галаха) помогает нам определить, в чем именно состоит воля Творца в данное время и в данном месте.
В заключение остается только привести слова Царя Давида (Тэилим 139:8-10), которые лучше всего отражают эту реальность:
«Поднимусь ли в небеса — там Ты, постелю ли (себе) в преисподней — вот Ты! Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря, И там рука Твоя поведет меня и держать меня будет десница Твоя».
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Батшева Эскин
Во время пандемии тема НЛО стала особенно популярной: она уже фигурирует не только в теории заговора, но и в материалах Пентагона, который создал специальный отдел для изучения свидетельств летающих объектов, природа которых является пока неизвестной.
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Симха Горелик
Каббалист XVIII века раби Йонатан бар Натан-Нета Эйбешиц в своем труде «Тиферет Йонатан» (глава Ноах) описал вавилонское строение как стартовую площадку для летательного аппарата. Ведь как человечество могло обрести уверенность в том, что никакой потоп их не уничтожит?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его