Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Иерусалим, Алия, Рав Александр Кац, Праведник, Мусар, Самосовершенствование
Раби Нафтали бар Шломо Амстердам (5592-5676/1832-1916/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.
Родился в 5592/1832/ году в литовском городке Саланте (Салантае), где в те годы жил его будущий наставник раби Исраэль Салантер.
В 5609/1849/ году, в возрасте семнадцати лет, он начал заниматься в ковенском мусар штибле (доме этики), основанном раби Исараэлем Салантером. Наряду с раби Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма) и раби Ицхаком Блазером (раби Ицеле Петербургером), он вошел в число ближайших учеников, с которыми раби Исраэль Салантер занимался по особой программе. Следуя мировоззренческим установкам своего наставника, раби Нафтали намеревался зарабатывать на жизнь не раввинской службой, но «трудом своих рук» — он открыл в Ковно пекарню. Однако раби Исраэль Салантер считал, что раби Нафтали необходимо сосредоточить свои усилия на изучении Торы и распространении идей Мусара. Действуя через своего ученика, «чайного короля» раби Кальмана-Зеева Высоцкого, раби Исраэль Салантер попытался обеспечить для раби Нафтали раввинский «трон» в Москве, но хасиды, составлявшие значительную часть московской общины, воспротивились этому назначению (Тнуат амусар, т.2 с.223-224).
В 5627/1867/ году по рекомендации своего наставника раби Нафтали стал главным раввином г. Гельсингфорса (Хельсинки), столицы Финляндии, входившей в состав Российской империи.
Свое пребывание в Гельсингфорсе он считал временным и поэтому оставил жену с детьми в Ковно — они лишь изредка его навещали (там же, с.225).
В 5630/1870/ году он возглавил общину г. Новгорода, но уже спустя год возвратился в Гельсингфорс.
В 5635/1876/ году раби Нафтали поселился в Ковно с семьей, рассчитывая, что денег, заработанных за годы раввинской практики, хватит ему на несколько лет углубленных занятий Торой. Однако вскоре вся собранная им сумма ушла на приданое и свадьбу дочери (там же с. 225-226).
В 5636/1876/ году он стал законоучителем в общине Санкт-Петербурга, возглавляемой его другом юности раби Ицхаком Блазером.
В 5640/1880/ году раби Нафтали возглавил общину г. Ясвина в Литве, а затем стал раввином Алексаты, одного из пригородов Ковно.
Весь день он учился стоя, следуя в этом праведникам прошлых веков. Несколько часов в день он посвящал изучению мусара и кабалы. Он давал уроки по мусару в ковенском доме этики и в ешиве Кнессет Исраэль, созданной последователями раби Исраэля Салантера в пригороде Ковно, Слободке (там же с. 227, 231; Гдолей адорот).
В 5666/1906/ году, после смерти жены, семидесятичетырехлетний раби Нафтали отправился в Землю Израиля — никого не известив, чтобы избежать торжественной встречи.
И вот однажды он неожиданно появился в иерусалимском доме раби Ицхака Блазера, прибывшего на Святую Землю двумя годами ранее. Раби Нафтали был одет в одежду простолюдина — с фуражкой, а не с раввинской шляпой на голове. На обычное приветствие сбежавшихся ему навстречу людей «Шалом алейха, раби!» (Мир Вам, раввин!) он ответил, что он — не раввин. Затем он спросил, где располагается ближайший дом учения, — и, отправившись туда, с головой погрузился в изучение Торы (Тнуат амусар с. 236).
В первые месяцы пребывания в Йерушалаиме раби Нафтали поселился в еврейском квартале Старого города, а затем перебрался за стены Старого города, во «двор Штрауса», где жили раби Ицхак Блазер и другие последователи движения Мусар. Он давал уроки в иерусалимском мусар штибле, организованном учениками своего друга юности раби Симхи-Зисла из Кельма. В то же время раби Нафтали старался всячески умалить свое значение в глазах людей, чтобы избежать любых восхвалений и почестей. Когда его пригласили на совещание, связанное с делами общины, он сказал: «Я должен объяснить вам, кто я такой. Сначала я был пекарем, затем попробовал стать раввином — но, когда разобрались, что я не подхожу для такой работы, меня уволили» (там же, с. 237).
Обладая феноменальной талмудической эрудицией (он мог мгновенно, с точностью до страницы, указать место любого высказывания в Талмуде и с точностью до параграфа — место любого закона в кодексе Шульхан арух), раби Нафтали выдавал себя за малообразованного «балабоса». В синагоге, сразу после молитвы, он погружался в чтение псалмов, как человек, для которого более сложные книги не по зубам, и лишь когда большинство прихожан расходилось, он принимался за Талмуд. Едва же заслышав приближающиеся шаги, он снова возвращался к псалмам (там же, с. 236).
В Йерушалаиме раби Нафтали вновь женился — ему был необходим близкий человек и помощник в годы старости. Однако вскоре после свадьбы жена тяжело заболела, и восмидесятилетний раби Нафтали в течение ряда лет трогательно ухаживал за прикованной к постели женщиной. Он сам убирал квартиру, мыл посуду, растапливал печь и выполнял все необходимые «женские» работы по дому — искренне радуясь тому, что ему выпала возможность помочь больной (там же, с. 237-238).
Еще в юности раби Нафтали принял на себя особую миссию — он записал в дневник самоконтроля, что берется «возвратить весь народ Израиля к праведности». Когда друзья спросили у него, как он собирается это сделать, раби Нафтили объяснил: он постарается скрупулезно выполнять все законы Шульхан аруха, учитывая мельчайшие детали и нюансы, — чтобы люди могли увидеть в нем воплощенный Шульхан арух и убедиться, что выполнение законов Торы ведет человека к совершенству.
Всю жизнь он посвятил осуществлению этой миссии, стремясь добиться в выполнении каждой заповеди максимального совершенства и цельности. Подобно Виленскому Гаону, он проводил весь день, облачившись в тфилин и талит. В праздник Суккот он все семь дней не покидал праздничный шалаш и на протяжении всего дня не выпускал из рук «лулав» — праздничный букет, состоящий из четырех растений. В праздник Пурим раби Нафтали пил вино без перерыва весь день — до выхода звезд. Уже в Йерушалаиме он сам перед шабатом обходил вокруг города и проверял эрув (специальное ограждение, позволяющее в шабат переносить предметы вне дома). Так он относился к выполнению каждой заповеди (там же, с. 239).
Раби Нафтали Амстердам скончался в Йерушалаиме шестого адара 5676/1916/ года в возрасте восьмидесяти четырех лет. Похоронен на Масличной горе.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»