Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно Иерусалим?

Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Иерусалим, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Почему именно в Иерусалиме был построен первый Храм, и какие критерии Всевышнего именно в этом городе! Почему Иерусалим?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Д.,

Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм.

Из сказанного Мааралем (раби Йеудой-Ливой бар Бецалель из Праги) в его книге Нэцах Исраэль (глава 4) ясно, что у Храма были две особые функции: 1. он представлял собой место, где пребывала Шхина (Б-жественное присутствие), 2. Благодаря Храму весь еврейский народ был един: у них был один алтарь, один коэн гадоль (первосвященник), и три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот) весь народ собирался в Храме.

Теперь попытаемся задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов.

В нескольких ответах (здесь, и здесь) говорилось, что иврит выражает сущность вещей. Тогда, чтобы понять сущность какой-либо вещи, надо постараться понять, что выражает её название на иврите. Если мы хотим понять, в чём специфика Иерусалима, следует обратиться к названию этого города.

В Пятикнижии название «Иерусалим» не встречается ни разу, первый раз мы находим это название в книге Йеошуа (10, 1). В Пятикнижии этот город называется по-другому: Ир-э и Шалем. Ир-э — потому что написано (Бэрейшит 22, 14): «И нарёк Авраам имя месту тому “Господь усмотрит (ир-э)”. Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится (йераэ)”». Иерусалим называется так потому, что здесь люди находятся под особым «присмотром» Всевышнего. Шалемом («полным», «совершенным», «целостным») город назван в следующем стихе (Бэрейшит 14, 18): «И Малки-Цедэк, царь Шалема…». Иерусалим назван так потому, что его жители были совершенны по своим качествам, жили между собой в мире (би-шлемут) и единстве (см. Мешех хохма 22, 14).

Мидраш (Бэрейшит Рабба 56, 10) говорит, что слово Йерушалаим — это сочетание двух этих названий — Ир-э и Шалем. Поэтому Иерусалим сочетает в себе оба этих свойства: 1. здесь существует особый «присмотр» Всевышнего и 2. его жители обладают особыми качествами, которые помогают им жить между собой в мире и единстве. А поскольку основные «функции» Храма — служить вместилищем Шхины и объединять всех евреев, то нет для него более подходящего места, чем Иерусалим.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Синагога или Храм?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его