Оглавление
Лулав — пальмовая ветвь [↑]
Лулав — это молодая, нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы, один из четырех видов растений (арбаа миним), которые предписано брать во время праздника Суккот.
По имени этого вида растения, самого высокого и заметного в связке арбаа миним, и вся связка также называется «лулав». Поэтому и заповедь четырех видов растений, хотя она относится ко всем 4-м видам, называется «нетилат лулав», что буквально можно перевести на русский как «возношение лулава».
Лулав символизирует людей, занимающихся Торой, но не совершающих добрых дел
Тора предписывает в праздник Суккот «взять четыре вида» такими словами: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра 23, 40). Т. о., в первый день праздника заповедь считается законом Торы, а в остальные дни — это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.
Лулав — это и есть «ветви пальмовые».
Кроме лулава берут:
— Этрог — цитрон, «плод дерева красивого»;
— Адаса — ветви мирта, «дерево густолиственное»;
— Арава — ветки ивы, или вербы.
Наши мудрецы говорят, что каждый из четырех видов символизирует какую-то часть еврейского народа. Например, лулав — ветви пальмы — у них нет запаха, но есть плоды. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
Однако, все четыре вида объединяются вместе, что свидетельствует о единстве еврейского народа.
Кошерный лулав [↑]
Итак, как сказано выше, лулав — это нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы.
Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.
Но для ашкеназских евреев это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, то — см. ниже:
а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа — лулав некошерен;
б) Еслитрещина короче, то лулав кошерен.
Это касается заповеди в первый день.
Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа — это кошерно, но желательно иметь экземпляр получше.
Лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см
Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида а-Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий мудрец и исследователь-алахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.
Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошерен, но стоит иметь лучший.
Если лулав высох настолько, что весь побелел, — лулав некошерен всегда. Лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.
Длина лулава — минимум 32, а лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».
Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошерно. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.
Лулав, искривленный в форме серпа, — непригоден (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.
Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.
Лулав в связке с другими растениями [↑]
Лулав — в середине, арава (ветвь ивы) — слева, адас (мирт) — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава.
Лулав должен быть минимум на 10 см выше адаса и аравы. Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.
Сет из четырех видов растений на Суккот. Лулав — самый высокий из них
У некоторых ашкеназских евреев принято брать койшеклах — специальные плетеные футлярчики из лулавных веток, в которые помещают три из «четырёх видов» (кроме этрога).
На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца для этих целей лулав, не пригодный для заповеди).