Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Москва, Иерусалим, Рав Александр Кац, Община
Раби Хаим бар Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (5592—5673 /1832—1912/ гг.) — главный раввин Москвы и Йерушалаима, один из духовных лидеров поколения.
Правнук основателя Воложинской ешивы р. Хаима из Воложина.
Родился пятого швата 5592 /1832/ года в Воложине. Старший сын р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.), зятя главы ешивы р. Ицеле из Воложина (см.).
С девяти лет начал заниматься в ешиве, где слушал уроки своего знаменитого деда, р. Ицеле, на которого, по свидетельству современников, был очень похож лицом.
Благодаря своей исключительной усидчивости и редкостной памяти, Хаим к возрасту бар-мицвы овладел тремя сложнейшими разделами Талмуда — Моэд (Праздники), Нашим (Женщины) и Незикин (Ущербы). К шестнадцати годам он завершил первый цикл изучения всего Талмуда. В этом возрасте он уже писал свои хидушим (аналитические заметки к Талмуду) и респонсы, в которых выносил решения по сложнейшим алахическим вопросам (Гдолей адорот).
В 5608 /1848/ году он женился на дочери раввина из г. Шклова и, поселившись у тестя, продолжил углубленное изучение Торы.
В 5631 /1871/ году р. Хаим Берлин возглавил еврейскую общину г. Москвы.
К тому времени в Москве уже проживало более пяти тысяч «лиц иудейского вероисповедания». Большинство из них составляли купцы первой гильдии и ремесленники, получившие право на жительство вне черты оседлости, а также бывшие кантонисты, отслужившие свой срок в русской армии. Местом компактного проживания евреев было Зарядье — большой торговый район, расположенный на берегу Москва-реки, недалеко от Кремля («зарядье» — район за торговыми рядами). Здесь евреи составляли около половины населения и держали в своих руках всю торговлю — Глебовское и Мурашевское подворья в Зарядье имели репутацию крупнейших торговых центров Москвы.
В Зарядье также располагалась так называемая Аракчеевская молельня, устроенная для еврейских солдат. Еще одна синагога, которую посещали в основном, ремесленники и купцы, располагалась в районе Солянки, в угловом доме, выходящем на улицу Архипова. Позднее, в 5640-х /1880-х/ годах здесь был создан также и хедер — еврейская школа для начального обучения (А. Разгон, Евреи в Москве).
«Интересную картину, — писал современник, — представляло Зарядье в один из осенних еврейских праздников, когда они по закону должны были идти на реку и там читать положенные молитвы. С молитвенниками в руках, в длиннополых, чуть ли не до самых пят, сюртуках, в бархатных картузах, …из под которых выбивались длинные закрученные пейсы, евреи толпами шли посередине мостовой. …Набережная Москвы-реки …в этот день была сплошь унизана черными молящимися фигурами» (там же).
«Праздники евреями соблюдались очень строго, — свидетельствовал тот же бытописатель, — никакой торговли и работы в эти дни не было; с вечера пятницы шумное, суетливое Зарядье стихало — переулки были пустынны. …Днем в шабат сидели дома, с утра читали священные книги, а к вечеру шли гулять. Излюбленным местом прогулок был Александровский сад. В дни “кущей” …строили временные, из легкого теса, длинные сараи, покрытые вместо крыши ветвями елок, так что сквозь них было видно небо. …Богатые евреи имели в своих квартирах особые помещения, над которыми в праздник “кущей” раскрывалась крыша, и отверстие застилалось ветвями ельника» (там же).
В этой традиционной упорядоченности жизни угадывалась заботливая рука раввина.
В 5649 /1889/ году р. Хаим стал главой раввинского суда своего родного Воложина. В этот период он преподавал в Воложинской ешиве, которую, начиная с 5614 /1854/ года возглавлял его отец — Нецив. Семидесятилетний Нецив видел в старшем сыне своего продолжателя — однако в 5652 /1892/ году российские власти закрыли ешиву, а ее преподавателей и учащихся выслали из Воложина.
После высылки р. Хаим Берлин стал главой раввинского суда в г. Кобрине, расположенном в белорусском Полесье. В 5656 /1896/ году он был избран главным раввином крупной общины Елисаветграда (Кировограда), на юге Украины.
Р. Хаим вспоминал, что все эти годы он мечтал избавиться от раввинства, чтобы вновь, как в юности, целиком посвятить себя изучению Торы. «Изо дня в день, — писал он, — я молил своего Создателя, чтобы он освободил меня от этой работы, …и Всевышний услышал шепот моего сердца» (Гдолей адорот).
В 5666 /1906/ году, в возрасте семидесяти четырех лет, р. Хаим Берлин осуществил свое давнее желание: он переселился в Землю Израиля и обосновался в Йерушалаиме.
«Теперь, — удовлетворенно отмечал он, — я могу каждый день благословлять Всевышнего словами “…шело асани авед” (“…что Ты не создал меня рабом”)» — в иронической интерпретации р. Берлина слово авед (раб) расшифровалось как аббревиатура словосочетания ав бейт-дин (глава раввинского суда).
«Всевышний привел меня в Свои святые покои, — писал он, — и я здесь просто частное лицо, свободное от всякого ярма, наброшенного людьми из плоти и крови, — здесь на моей шее только “ярмо Небес”, …и я могу, выполняя волю Создателя, целиком отдаться изучению Торы и сосредоточенному служению» (там же).
Однако очень скоро к нему обратились с просьбой помочь в руководстве ашкеназской общиной р. Шмуэлю Саланту (см.), которому уже исполнилось к тому времени девяносто лет. Р. Хаим был вынужден согласиться, так как другого, подобного ему, алахического авторитета в Йерушалаиме тогда не было.
В этот период он близко сошелся с одним из зачинателей этического движения Мусар р. Ицхаком Блазером (р. Ицеле Петербургером; см.), который также участвовал в работе раввинского суда города.
В 5667 /1907/ году р. Хаим и р. Ицхак заключили уникальное соглашение: они договорились, что тот, кто первым покинет этот мир, откроется во сне другому и расскажет о происходящем в высших мирах. Тем же летом, в месяце ав, умер р. Ицхак Блазер. В течение последующей недели р. Хаим каждое утро пытался вспомнить, что ему снилось ночью, но безуспешно. Наконец, р. Ицхак предстал перед ним во сне. Он рассказал, что «Небесный Суд вникает в каждую деталь прожитой жизни, и особенно строго судит за грех злоречия». «Однако не отчаивайся, мой дорогой друг, — сказал он. — Те, кто были скромными и смиренными, снисходительными и терпимыми, удостаиваются на Небесах особого понимания» (Везэ шаар ашамаим с. 437).
Ближайшим учеником р. Хаима в эти годы стал р. Арье Левин (см.), один из духовных лидеров следующего поколения евреев Святой Земли.
«Небу было угодно, чтобы я нашел благосклонность в его глазах, и он взял меня под свою постоянную опеку, как родного сына, — вспоминал р. Арье Левин. — …Я был настолько близок к нему, что он, проявив безграничную доброту и непритязательность, находил время заниматься со мной поздно вечером и даже иногда по утрам. …По его указанию я выучил один из разделов Шульхан аруха — Йорэ деа, описывающий, в частности, законы, связанные с кашрутом. После этого он, пользуясь своим непререкаемым авторитетом, посвятил меня в сан раввина» (С. Раз, Праведник нашего времени с. 46).
В 5669 /1909/ году, после смерти р. Шмуэля Саланта, р. Хаим Берлин стал фактическим руководителем ашкеназской общины Йерушалаима.
Семидесятисемилетний мудрец писал: «С того дня, как р. Шмуэль Салант приобщился к вечности, руководители общины стали обращаться со всеми делами ко мне, и по природной слабости характера я не смог отправить их с пустыми руками. Так, против своей воли, под давлением обстоятельств, я был вынужден подставить свою шею под это ярмо и с головой погрузиться в дела общины» (Гдолей адорот).
Р. Хаим Берлин умер в канун праздника Суккот 5673 /1912/ года.
Свою огромную библиотеку, включающую тысячи экземпляров книг, он завещал иерусалимской ешиве Эц хаим.
Его многочисленные рукописи, содержащие толкования Торы, были утеряны.
В его честь назван один из самых крупных еврейских учебных центров — ешива «Рав Хаим Берлин», расположенная в Бруклине, Нью-Йорк.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.