Из цикла «Хроника поколений», темы: Храм, Иерусалим, Царь Давид, Ковчег Завета, Александр Кац, Цари Израиля
Следуя повелению Б-га, переданному через коэна Эвьятара, Давид возвратился со своим отрядом в горы Иудеи и поселился в Хевроне. В том же 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот).
Люди, знавшие, что меньше года назад Давид пас стада своего отца, изумлялись: «Только что он пас овец, и вот — царь!» «От Б-га пришло это, и нам это кажется удивительным! — написал он тогда в одном из своих псалмов. — В день, когда Б-г сделал это, возликуем и возрадуемся!» (Теилим 118-23-24; Шохер тов 118).
В Хевроне у Давида родились сыновья: первенец от Ахиноам — Амнон и сын Авигайль — Даниэль-Килав, который был особенно похож лицом на Давида (II Шмуэль 3:2-3, Раши). Еще три сына родилось от новых жен: Авшалом — от Маахи, дочери царя Гешура, захваченной Давидом в одном из военных походов,[1] Адония — от Хагит и Шефатья — от Авиталь (II Шмуэль 3:3-4). И, наконец, Давид вернул себе дочь Шауля Михаль, которую он ласково называл Эгла (Тёлушка), и у них родился сын Итреам (II Шмуэль 3:2-5, Раши и Радак).
Давид царствовал над коленом Йеуды в Хевроне семь лет и шесть месяцев (II Шмуэль 2:11, 5:5). А над остальными коленами тем временем был поставлен царем сын Шауля — сорокалетний Ишбошет: пять с половиной лет он правил только своим коленом Биньямина и еще четырьмя коленами, а затем два года — всеми коленами, кроме колена Йеуды (II Шмуэль 2:8-10, Мецудат Давид; Бемидбар раба 14:1).
В 2892 году /868 г. до н.э./, после смерти Ишбошета, в Хеврон сошлись представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной. «Даже в прежние дни, когда Шауль еще был над нами царем, ты был вождем Израиля» — сказали ему (II Шмуэль 5:1-4; I Диврей аямим 11:1-3, 12:39-40; Седер адорот).
Собрав войско со всех колен, Давид отвоевал у племени йевусеев город Иерусалим. Взяв штурмом неприступную крепость Сион, он поселился в ней и построил там царский дом из ливанского кедра. Эту крепость стали называть «град Давида» (II Шмуэль 5:6-11; I Диврей аямим 11:4-7).
А когда большое войско филистимлян подошло к Иерусалиму, чтобы испытать силу нового царя Израиля, Давид выступил навстречу и разбил их. После этой победы Давид сказал: «Смёл Б-г моих врагов передо мной, как лавина». Вскоре филистимляне повторили свою попытку и снова потерпели поражение (II Шмуэль 5:17-25; I Диврей аямим 14:8-17). В те дни он написал псалом: «Благословен Б-г, моя опора — Он обучил мои руки битве» (Теилим 144:1, Радак).
С тех пор имя Давида стало наводить страх на окружающие народы (I Диврей аямим 14:17).
Давид отчеканил свои монеты: на одной стороне были изображены пастуший посох и котомка — в память об его прошлом, а на другой — башня в «граде Давида» (Берешит раба 39:11, Эц Йосеф).
В тот же год по решению молодого царя Ковчег Завета был перенесен в «град Давида». В пути Ковчег сопровождали тридцать тысяч представителей от всех колен. Левиты пели и играли на музыкальных инструментах, и Давид веселился вместе со всеми. Но радость была омрачена тем, что один из шедших рядом с Ковчегом по неосторожности прикоснулся к нему рукой и… пал замертво, сраженный с Небес. После этой трагедии Ковчег временно поместили в доме одного из левитов, а затем уже, три месяца спустя, с торжеством, под звуки шофара, левиты перенесли его в град Давида — и царь в радостном порыве во всю силу плясал перед ним (II Шмуэль 6:1-19, Мальбим; I Диврей аямим 13:1-14, 15:1-16:3; Седер адорот). Во время танца Давид хлопал в ладоши, крутился волчком, кувыркался, вскидывая ноги так, что задиралась одежда, — от великой радости, переполнявшей его рядом с Ковчегом. Все женщины заглядывались на него с кровель и из окон, но он их не замечал (Бемидбар раба 4:20, Маарзо).
А когда он возвратился домой, его жена Михаль, которая тоже видела из окна, как он плясал и прыгал перед Ковчегом, упрекнула его: «Сколь почитаем был сегодня царь Израиля, когда выставлял себя на показ перед глазами своих рабынь и рабов, как выставляет себя какой-нибудь пустозвон!» (II Шмуэль 6:16, 6:20). «В семье моего отца, царя Шауля, — добавила Михаль, — всегда вели себя скромно и свято» (Бемидбар раба 4:20). Но Давид ответил: «Перед Б-гом, который предпочел меня твоему отцу и всей его семье, поставив меня вождем народа Б-жьего, Израиля, буду ликовать! И еще более унижу себя, и стану еще ничтожнее в своих глазах, а мои рабыни, о которых ты говорила, будут меня почитать за это» (II Шмуэль 6:21-22).
В день, когда Ковчег Завета перенесли в град Давида, царь сложил псалом, начинающийся словами: «Благодарите Б-га, взывайте к Его Имени, возвещайте среди народов Его деяния!» Этот псалом он передал левитам, и с тех пор его ежедневно пели перед шатром, где был установлен Ковчег (I Диврей аямим 16:7-37; Теилим 105:1, Радак).
В те дни Давид сказал пророку Натану (см.): «Посмотри, я живу в доме из кедрового дерева, а Ковчег Б-га пребывает в шатре». «Всё, что у тебя на сердце, иди и сделай, — ответил пророк, — ибо Б-г с тобой». Но на следующий день Натан сообщил Давиду слова пророчества, переданные ему во сне Б-гом: «Не ты построишь дом для Моего пребывания. …Но когда завершатся твои дни, и ты почиешь со своими предками, то Я поставлю после тебя твоего потомка, который выйдет из твоих чресл, и упрочу его царство. Он построит Дом Моему Имени, и Я утвержу престол его царства навеки» (II Шмуэль 7:1-17; I Диврей аямим 17:1-15).
[1] При определенных условиях Тора разрешает воину взять в жены пленницу (см. Дварим 20:10-13).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»