Из цикла «Хроника поколений», темы: Храм, Иерусалим, Царь Давид, Ковчег Завета, Александр Кац, Цари Израиля
Следуя повелению Б-га, переданному через коэна Эвьятара, Давид возвратился со своим отрядом в горы Иудеи и поселился в Хевроне. В том же 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот).
Люди, знавшие, что меньше года назад Давид пас стада своего отца, изумлялись: «Только что он пас овец, и вот — царь!» «От Б-га пришло это, и нам это кажется удивительным! — написал он тогда в одном из своих псалмов. — В день, когда Б-г сделал это, возликуем и возрадуемся!» (Теилим 118-23-24; Шохер тов 118).
В Хевроне у Давида родились сыновья: первенец от Ахиноам — Амнон и сын Авигайль — Даниэль-Килав, который был особенно похож лицом на Давида (II Шмуэль 3:2-3, Раши). Еще три сына родилось от новых жен: Авшалом — от Маахи, дочери царя Гешура, захваченной Давидом в одном из военных походов,[1] Адония — от Хагит и Шефатья — от Авиталь (II Шмуэль 3:3-4). И, наконец, Давид вернул себе дочь Шауля Михаль, которую он ласково называл Эгла (Тёлушка), и у них родился сын Итреам (II Шмуэль 3:2-5, Раши и Радак).
Давид царствовал над коленом Йеуды в Хевроне семь лет и шесть месяцев (II Шмуэль 2:11, 5:5). А над остальными коленами тем временем был поставлен царем сын Шауля — сорокалетний Ишбошет: пять с половиной лет он правил только своим коленом Биньямина и еще четырьмя коленами, а затем два года — всеми коленами, кроме колена Йеуды (II Шмуэль 2:8-10, Мецудат Давид; Бемидбар раба 14:1).
В 2892 году /868 г. до н.э./, после смерти Ишбошета, в Хеврон сошлись представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной. «Даже в прежние дни, когда Шауль еще был над нами царем, ты был вождем Израиля» — сказали ему (II Шмуэль 5:1-4; I Диврей аямим 11:1-3, 12:39-40; Седер адорот).
Собрав войско со всех колен, Давид отвоевал у племени йевусеев город Иерусалим. Взяв штурмом неприступную крепость Сион, он поселился в ней и построил там царский дом из ливанского кедра. Эту крепость стали называть «град Давида» (II Шмуэль 5:6-11; I Диврей аямим 11:4-7).
А когда большое войско филистимлян подошло к Иерусалиму, чтобы испытать силу нового царя Израиля, Давид выступил навстречу и разбил их. После этой победы Давид сказал: «Смёл Б-г моих врагов передо мной, как лавина». Вскоре филистимляне повторили свою попытку и снова потерпели поражение (II Шмуэль 5:17-25; I Диврей аямим 14:8-17). В те дни он написал псалом: «Благословен Б-г, моя опора — Он обучил мои руки битве» (Теилим 144:1, Радак).
С тех пор имя Давида стало наводить страх на окружающие народы (I Диврей аямим 14:17).
Давид отчеканил свои монеты: на одной стороне были изображены пастуший посох и котомка — в память об его прошлом, а на другой — башня в «граде Давида» (Берешит раба 39:11, Эц Йосеф).
В тот же год по решению молодого царя Ковчег Завета был перенесен в «град Давида». В пути Ковчег сопровождали тридцать тысяч представителей от всех колен. Левиты пели и играли на музыкальных инструментах, и Давид веселился вместе со всеми. Но радость была омрачена тем, что один из шедших рядом с Ковчегом по неосторожности прикоснулся к нему рукой и… пал замертво, сраженный с Небес. После этой трагедии Ковчег временно поместили в доме одного из левитов, а затем уже, три месяца спустя, с торжеством, под звуки шофара, левиты перенесли его в град Давида — и царь в радостном порыве во всю силу плясал перед ним (II Шмуэль 6:1-19, Мальбим; I Диврей аямим 13:1-14, 15:1-16:3; Седер адорот). Во время танца Давид хлопал в ладоши, крутился волчком, кувыркался, вскидывая ноги так, что задиралась одежда, — от великой радости, переполнявшей его рядом с Ковчегом. Все женщины заглядывались на него с кровель и из окон, но он их не замечал (Бемидбар раба 4:20, Маарзо).
А когда он возвратился домой, его жена Михаль, которая тоже видела из окна, как он плясал и прыгал перед Ковчегом, упрекнула его: «Сколь почитаем был сегодня царь Израиля, когда выставлял себя на показ перед глазами своих рабынь и рабов, как выставляет себя какой-нибудь пустозвон!» (II Шмуэль 6:16, 6:20). «В семье моего отца, царя Шауля, — добавила Михаль, — всегда вели себя скромно и свято» (Бемидбар раба 4:20). Но Давид ответил: «Перед Б-гом, который предпочел меня твоему отцу и всей его семье, поставив меня вождем народа Б-жьего, Израиля, буду ликовать! И еще более унижу себя, и стану еще ничтожнее в своих глазах, а мои рабыни, о которых ты говорила, будут меня почитать за это» (II Шмуэль 6:21-22).
В день, когда Ковчег Завета перенесли в град Давида, царь сложил псалом, начинающийся словами: «Благодарите Б-га, взывайте к Его Имени, возвещайте среди народов Его деяния!» Этот псалом он передал левитам, и с тех пор его ежедневно пели перед шатром, где был установлен Ковчег (I Диврей аямим 16:7-37; Теилим 105:1, Радак).
В те дни Давид сказал пророку Натану (см.): «Посмотри, я живу в доме из кедрового дерева, а Ковчег Б-га пребывает в шатре». «Всё, что у тебя на сердце, иди и сделай, — ответил пророк, — ибо Б-г с тобой». Но на следующий день Натан сообщил Давиду слова пророчества, переданные ему во сне Б-гом: «Не ты построишь дом для Моего пребывания. …Но когда завершатся твои дни, и ты почиешь со своими предками, то Я поставлю после тебя твоего потомка, который выйдет из твоих чресл, и упрочу его царство. Он построит Дом Моему Имени, и Я утвержу престол его царства навеки» (II Шмуэль 7:1-17; I Диврей аямим 17:1-15).
[1] При определенных условиях Тора разрешает воину взять в жены пленницу (см. Дварим 20:10-13).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.