Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жена Михаль упрекнула веселящегося Давида. Однако мудрый царь не прекратил радоваться воле Творца.

Следуя повелению Б-га, переданному через коэна Эвьятара, Давид возвратился со своим отрядом в горы Иудеи и поселился в Хевроне. В том же 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот).

Люди, знавшие, что меньше года назад Давид пас стада своего отца, изумлялись: «Только что он пас овец, и вот — царь!» «От Б-га пришло это, и нам это кажется удивительным! — написал он тогда в одном из своих псалмов. — В день, когда Б-г сделал это, возликуем и возрадуемся!» (Теилим 118-23-24; Шохер тов 118).

В Хевроне у Давида родились сыновья: первенец от Ахиноам — Амнон и сын Авигайль — Даниэль-Килав, который был особенно похож лицом на Давида (II Шмуэль 3:2-3, Раши). Еще три сына родилось от новых жен: Авшалом — от Маахи, дочери царя Гешура, захваченной Давидом в одном из военных походов,[1] Адония — от Хагит и Шефатья — от Авиталь (II Шмуэль 3:3-4). И, наконец, Давид вернул себе дочь Шауля Михаль, которую он ласково называл Эгла (Тёлушка), и у них родился сын Итреам (II Шмуэль 3:2-5, Раши и Радак).

Давид царствовал над коленом Йеуды в Хевроне семь лет и шесть месяцев (II Шмуэль 2:11, 5:5). А над остальными коленами тем временем был поставлен царем сын Шауля — сорокалетний Ишбошет: пять с половиной лет он правил только своим коленом Биньямина и еще четырьмя коленами, а затем два года — всеми коленами, кроме колена Йеуды (II Шмуэль 2:8-10, Мецудат Давид; Бемидбар раба 14:1).

В 2892 году /868 г. до н.э./, после смерти Ишбошета, в Хеврон сошлись представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной. «Даже в прежние дни, когда Шауль еще был над нами царем, ты был вождем Израиля» — сказали ему (II Шмуэль 5:1-4; I Диврей аямим 11:1-3, 12:39-40; Седер адорот).

Собрав войско со всех колен, Давид отвоевал у племени йевусеев город Иерусалим. Взяв штурмом неприступную крепость Сион, он поселился в ней и построил там царский дом из ливанского кедра. Эту крепость стали называть «град Давида» (II Шмуэль 5:6-11; I Диврей аямим 11:4-7).

А когда большое войско филистимлян подошло к Иерусалиму, чтобы испытать силу нового царя Израиля, Давид выступил навстречу и разбил их. После этой победы Давид сказал: «Смёл Б-г моих врагов передо мной, как лавина». Вскоре филистимляне повторили свою попытку и снова потерпели поражение (II Шмуэль 5:17-25; I Диврей аямим 14:8-17). В те дни он написал псалом: «Благословен Б-г, моя опора — Он обучил мои руки битве» (Теилим 144:1, Радак).

С тех пор имя Давида стало наводить страх на окружающие народы (I Диврей аямим 14:17).

Давид отчеканил свои монеты: на одной стороне были изображены пастуший посох и котомка — в память об его прошлом, а на другой — башня в «граде Давида» (Берешит раба 39:11, Эц Йосеф).

5. Перенос Ковчега в Иерусалим и решение возвести Храм

В тот же год по решению молодого царя Ковчег Завета был перенесен в «град Давида». В пути Ковчег сопровождали тридцать тысяч представителей от всех колен. Левиты пели и играли на музыкальных инструментах, и Давид веселился вместе со всеми. Но радость была омрачена тем, что один из шедших рядом с Ковчегом по неосторожности прикоснулся к нему рукой и… пал замертво, сраженный с Небес. После этой трагедии Ковчег временно поместили в доме одного из левитов, а затем уже, три месяца спустя, с торжеством, под звуки шофара, левиты перенесли его в град Давида — и царь в радостном порыве во всю силу плясал перед ним (II Шмуэль 6:1-19, Мальбим; I Диврей аямим 13:1-14, 15:1-16:3; Седер адорот). Во время танца Давид хлопал в ладоши, крутился волчком, кувыркался, вскидывая ноги так, что задиралась одежда, — от великой радости, переполнявшей его рядом с Ковчегом. Все женщины заглядывались на него с кровель и из окон, но он их не замечал (Бемидбар раба 4:20, Маарзо).

А когда он возвратился домой, его жена Михаль, которая тоже видела из окна, как он плясал и прыгал перед Ковчегом, упрекнула его: «Сколь почитаем был сегодня царь Израиля, когда выставлял себя на показ перед глазами своих рабынь и рабов, как выставляет себя какой-нибудь пустозвон!» (II Шмуэль 6:16, 6:20). «В семье моего отца, царя Шауля, — добавила Михаль, — всегда вели себя скромно и свято» (Бемидбар раба 4:20). Но Давид ответил: «Перед Б-гом, который предпочел меня твоему отцу и всей его семье, поставив меня вождем народа Б-жьего, Израиля, буду ликовать! И еще более унижу себя, и стану еще ничтожнее в своих глазах, а мои рабыни, о которых ты говорила, будут меня почитать за это» (II Шмуэль 6:21-22).

В день, когда Ковчег Завета перенесли в град Давида, царь сложил псалом, начинающийся словами: «Благодарите Б-га, взывайте к Его Имени, возвещайте среди народов Его деяния!» Этот псалом он передал левитам, и с тех пор его ежедневно пели перед шатром, где был установлен Ковчег (I Диврей аямим 16:7-37; Теилим 105:1, Радак).

В те дни Давид сказал пророку Натану (см.): «Посмотри, я живу в доме из кедрового дерева, а Ковчег Б-га пребывает в шатре». «Всё, что у тебя на сердце, иди и сделай, — ответил пророк, — ибо Б-г с тобой». Но на следующий день Натан сообщил Давиду слова пророчества, переданные ему во сне Б-гом: «Не ты построишь дом для Моего пребывания. …Но когда завершатся твои дни, и ты почиешь со своими предками, то Я поставлю после тебя твоего потомка, который выйдет из твоих чресл, и упрочу его царство. Он построит Дом Моему Имени, и Я утвержу престол его царства навеки» (II Шмуэль 7:1-17; I Диврей аямим 17:1-15).


[1] При определенных условиях Тора разрешает воину взять в жены пленницу (см. Дварим 20:10-13).

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше