Темы: Женщина, Духовный мир, Скромность в поведении, Мирьям Климовская, Скромность в одежде
Сегодня прочитала статью на тему скромной одежды. Зачем нужно скромно одеваться? Я думала, для того, чтобы не провоцировать мужчин. А есть более глубокий смысл? Ведь для мужчин тоже есть цниют (скромность). Я не до конца поняла статью. Зачем душе одежда? N.
Уважаемая N.!
Вы совершенно правы, содержание понятия «цниют» намного шире, чем просто «не провоцировать мужчин». И скромность необходима как женщинам, так и мужчинам. Но к женщинам требования скромности намного строже, и этому имеется ряд причин.
Из Торы нам известно, что в Ган-Эдене у первого человека и его жены не было одежды, но они не стыдились. При этом Мидраш сообщает нам, что, создавая женщину, Творец не случайно использовал для этого ребро — скрытую часть тела Адама — и в процессе создания женщины повторял ей: «Будь скромной!» Отсюда следует, что скромность существовала раньше одежды, а значит, не связана с ней напрямую.
Потребность прикрыть тело возникла у Адама и Хавы после того, как они поели от плода Древа Познания. Мы не будем углубляться в эту тему, здесь существует множество комментариев на всех уровнях понимания Торы — пшат, ремез, драш и сод. Скажем только, что стыд связан с ощущением «предательства» — несоответствия своего поведения предъявляемым требованиям. Возможно, поэтому слово «одежда» — на святом языке бегед — одного корня со словом «предательство» — бгида. Животным неведомо чувство стыда, потому что у них нет возможности отказаться от выполнения своего предназначения. Такая возможность дана только человеку.
Удивительно, но Тора говорит о скромности, в основном, когда речь идет о мужчинах. В частности, для подъема к жертвеннику предписано построить не ступени, а пологий пандус. Причина: «И не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, чтобы не открылась нагота твоя при нем» (Шмот 20:23). Причем ни о какой наготе в данном случае не может быть и речи. Но при восхождении по ступеням одна нога поднимается выше другой, и это представляется менее скромным, чем подъем мелкими шагами по пологой поверхности. Такие требования предъявляет Тора к мужчине-коэну при его службе в самом святом месте.
А что же с женщинами? В Торе о женской скромности говорится, в основном, намеками: например, ангелы, пришедшие к Аврааму, спрашивают у него, где Сара, чтобы лишний раз обратить его внимание на то, что она из скромности остается в шатре, и порадовать его этим. Из раздела, где говорится об испытании соты (женщины, подозревающейся в неверности мужу — Бэмидбар 5, 18), мы узнаем о нормах скромности в одежде, принятых среди еврейских женщин. А закон, постановляющий, что только моавитяне и аммонитяне не могут вступать в брак с еврейскими женщинами, т.к. не проявили гостеприимства (Дварим 23, 4-7), а на моавитянок и аммонитянок этот запрет не распространяется, говорит о том, что не в обыкновении женщин, даже нееврейских, было выходить навстречу гостям.
Много рассказов о женской скромности можно найти в Мидраше. Например, рассказ о том, как мудрая жена Она бен-Пелета спасла его от участия в бунте Кораха благодаря тому, что принятые в еврейском народе нормы скромности неукоснительно соблюдали даже грешники, подобные Кораху! В Талмуде много рассказов о женщинах, проявлявших исключительную скромность не только в одежде, но и в поведении — даже тогда, когда волею судьбы им приходилось брать на себя руководящие должности: пророчица Двора, Яэль, царица Эстер, Брурия — жена раби Меира. Особенно подробно говорится об исключительной скромности Кимхит, которую она проявляла у себя дома, когда ее никто не видел! Эта женщина удостоилась великой награды и высочайшей оценки еврейских мудрецов. О ней сказано: «Вся слава дочери царской — внутри, золотым плетением расшита одежда ее» (Тэилим 45, 14). Если женщина сохраняет достоинство в собственном доме, ее сыновья удостоятся носить одежды первосвященника, расшитые золотым плетением, с драгоценными камнями на нагруднике — урим ве-тумим!
О многогранном понятии скромности можно говорить долго. Упомянем только, что еврейская женщина, подобно коэнам, строит Малый Храм — свой дом — и поддерживает ежедневное и ежечасное служение в нем. В отличие от коэнов, она находится «на действительной службе» постоянно, круглосуточно, ради этого женщину освобождают от заповеди изучения Торы и многих заповедей, связанных со временем. Вместо них ей дана другая заповедь, исполнение которой не требует много времени, но способствует ее духовному росту не меньше, чем изучение Торы и исполнение других заповедей, обязательных для мужчин, — это повеление о скромности! Соблюдая правила скромности, она чувствует, как ее духовный мир становится более возвышенным и утонченным, поэтому цниют можно с полным правом назвать внутренней потребностью нашей души — ее возвышенной части, называемой нэшама!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский