Темы: Женщина, Духовный мир, Скромность в поведении, Мирьям Климовская, Скромность в одежде
Сегодня прочитала статью на тему скромной одежды. Зачем нужно скромно одеваться? Я думала, для того, чтобы не провоцировать мужчин. А есть более глубокий смысл? Ведь для мужчин тоже есть цниют (скромность). Я не до конца поняла статью. Зачем душе одежда? N.
Уважаемая N.!
Вы совершенно правы, содержание понятия «цниют» намного шире, чем просто «не провоцировать мужчин». И скромность необходима как женщинам, так и мужчинам. Но к женщинам требования скромности намного строже, и этому имеется ряд причин.
Из Торы нам известно, что в Ган-Эдене у первого человека и его жены не было одежды, но они не стыдились. При этом Мидраш сообщает нам, что, создавая женщину, Творец не случайно использовал для этого ребро — скрытую часть тела Адама — и в процессе создания женщины повторял ей: «Будь скромной!» Отсюда следует, что скромность существовала раньше одежды, а значит, не связана с ней напрямую.
Потребность прикрыть тело возникла у Адама и Хавы после того, как они поели от плода Древа Познания. Мы не будем углубляться в эту тему, здесь существует множество комментариев на всех уровнях понимания Торы — пшат, ремез, драш и сод. Скажем только, что стыд связан с ощущением «предательства» — несоответствия своего поведения предъявляемым требованиям. Возможно, поэтому слово «одежда» — на святом языке бегед — одного корня со словом «предательство» — бгида. Животным неведомо чувство стыда, потому что у них нет возможности отказаться от выполнения своего предназначения. Такая возможность дана только человеку.
Удивительно, но Тора говорит о скромности, в основном, когда речь идет о мужчинах. В частности, для подъема к жертвеннику предписано построить не ступени, а пологий пандус. Причина: «И не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, чтобы не открылась нагота твоя при нем» (Шмот 20:23). Причем ни о какой наготе в данном случае не может быть и речи. Но при восхождении по ступеням одна нога поднимается выше другой, и это представляется менее скромным, чем подъем мелкими шагами по пологой поверхности. Такие требования предъявляет Тора к мужчине-коэну при его службе в самом святом месте.
А что же с женщинами? В Торе о женской скромности говорится, в основном, намеками: например, ангелы, пришедшие к Аврааму, спрашивают у него, где Сара, чтобы лишний раз обратить его внимание на то, что она из скромности остается в шатре, и порадовать его этим. Из раздела, где говорится об испытании соты (женщины, подозревающейся в неверности мужу — Бэмидбар 5, 18), мы узнаем о нормах скромности в одежде, принятых среди еврейских женщин. А закон, постановляющий, что только моавитяне и аммонитяне не могут вступать в брак с еврейскими женщинами, т.к. не проявили гостеприимства (Дварим 23, 4-7), а на моавитянок и аммонитянок этот запрет не распространяется, говорит о том, что не в обыкновении женщин, даже нееврейских, было выходить навстречу гостям.
Много рассказов о женской скромности можно найти в Мидраше. Например, рассказ о том, как мудрая жена Она бен-Пелета спасла его от участия в бунте Кораха благодаря тому, что принятые в еврейском народе нормы скромности неукоснительно соблюдали даже грешники, подобные Кораху! В Талмуде много рассказов о женщинах, проявлявших исключительную скромность не только в одежде, но и в поведении — даже тогда, когда волею судьбы им приходилось брать на себя руководящие должности: пророчица Двора, Яэль, царица Эстер, Брурия — жена раби Меира. Особенно подробно говорится об исключительной скромности Кимхит, которую она проявляла у себя дома, когда ее никто не видел! Эта женщина удостоилась великой награды и высочайшей оценки еврейских мудрецов. О ней сказано: «Вся слава дочери царской — внутри, золотым плетением расшита одежда ее» (Тэилим 45, 14). Если женщина сохраняет достоинство в собственном доме, ее сыновья удостоятся носить одежды первосвященника, расшитые золотым плетением, с драгоценными камнями на нагруднике — урим ве-тумим!
О многогранном понятии скромности можно говорить долго. Упомянем только, что еврейская женщина, подобно коэнам, строит Малый Храм — свой дом — и поддерживает ежедневное и ежечасное служение в нем. В отличие от коэнов, она находится «на действительной службе» постоянно, круглосуточно, ради этого женщину освобождают от заповеди изучения Торы и многих заповедей, связанных со временем. Вместо них ей дана другая заповедь, исполнение которой не требует много времени, но способствует ее духовному росту не меньше, чем изучение Торы и исполнение других заповедей, обязательных для мужчин, — это повеление о скромности! Соблюдая правила скромности, она чувствует, как ее духовный мир становится более возвышенным и утонченным, поэтому цниют можно с полным правом назвать внутренней потребностью нашей души — ее возвышенной части, называемой нэшама!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»