Темы: Скромность, Скромность в одежде, Рав Ашер Кушнир, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ учусь в ешиве. Ко мне недавно приехал брат. Первый его вопрос был: «А почему в такую жару ты не ходишь по дому в шортах, как я?». Откровенно говоря, я не знал, что ему ответить…
Для ясности разложим Ваш вопрос на составляющие.
Ответим по порядку.
1. Почему человек вообще одевается?
Интересно, почему человек одевается, а вот животные в этом не нуждаются? Всегда ли так было? Тора раскрывает нам, что не только животные, но и Первый Человек — Адам и его жена — Хава не нуждались в одежде. Почему? Ответ мы там же и находим. И у тех, и у других отсутствовало чувство стыда, его просто не существовало в реальности. Но только причины этого были разные. У Человека — из-за присутствия разума и духовной чистоты, а у животных по причине отсутствия и того, и другого.
Но на определенном этапе все изменилось в мире. Первый Человек нарушил единственное повеление Творца: не отведывать плодов древа познания Добра и Зла. В этот момент в мире все изменилось, в частности появляется реальность «Греха». Адам и Хава падают с вершины духовной чистоты в великом сожалении о содеяном. Так в Мире появляется еще одна реальность — «Стыд». Ясное осознание самого себя таким, каков есть, по сравнению с тем, кем должен быть — это жгучее сожаление и есть стыд.
И когда Адам и Хава устыдились за содеяное — пришел стыд и за свое оголенное тело, ставшее гораздо более материальным, животным. Вот тогда-то и дал им Творец покрытие от стыда. На языке Торы одежда так и называется — לבוש (Левуш), от корня בושה (Буша) — стыд. Прикрывая свою животную наготу, Человек вернул себе духовный и моральный уровень, который отделяет его от животного. Одежда вернула Адаму его человеческие честь и достоинство. С тех пор, тот кто хочет быть более подобен идеалу Человека, одевается!
2. А что плохого в шортах?
Возвратимся к вопросу Вашего брата… Услышав сказанное, он скорее всего с удовлетворением отреагирует: «Вот я и хожу одетым… шорты… в чем проблема?» Проблема, что в человеческом обществе принято одеваться более достойно. Проблема, к какой части общества вы хотите себя отнести. Чем выше находится человек в социальной иерархии, тем «больше» он одет. Судьи ходят в строгом черном одеянии, а генерал, даже одной пуговицы не расстегнет. Профессор не появится на лекции в майке, а бизнесмен не осмелится появится на Уолл Стрит без пиджака и галстука. Другими словами, чем больше человек себя уважает и уважаем другими, тем больше одежды покрывает его тело.
3. Если жарко, то для чего надевать на себя лишнее?
На этом этапе обсуждения ваш брат прокричит «И я хожу в костюме… когда не жарко». Да, жара — явление неприятное, но все же, осмелюсь заявить, относительное. Приведем интересное наблюдение. Лет 20 назад в Израиле водители автомобильного транспорта от жары не страдали. Точнее, было жарко, но терпимо. Когда же стало невыносимо жарко в раскаленном ближневосточным солнцем автомобиле? Тогда, когда появляется первый кондиционер в соседской машине!.. То есть восприятие жары — субъективно и зависит от психологического восприятия и настроя. Поэтому, к примеру, не так жарко потеть за пару тысяч долларов…
Так и у Вас. Когда Вы встретились с Вашим братом в июльский полдень, Вы в костюме, а он без…, то жарко Вам и жарко ему. Но осмелюсь утверждать, что Вам в костюме скорее менее жарко. Потому что психологически перестроившись, Вы готовы облачиться в пристойную одежду, чтобы сохранить свой человеческий облик и достоинстово… Одним словом — мораль не должна зависить от климатический условий.
Представьте следующую вымышленную сцену. Президент США дает интервью на телевидении, в студии. Как раз в этот час технический персонал решает начать забастовку с требованием повышения зарплаты. Кондиционер перестает работать… Температура подымается и вот… пораженные зрители видят следующую сцену: посередине ответа, с уверенным выражением лица, президент начинает снимать пиджак, развязывать галстук, стаскивать рубашку… Ошарашенный интервьюер осмеливается спросить о происходящем, на что президент отвечает … ж-жарко! Можно ли это представить? Скорее всего что нет.
Спросите брата, когда он в жаркий день пойдет устраиваться на работу, как он там появится? А? Скорее всего не в шортах… Почему? Чтобы выглядеть уважительно…
4. Разве по дому нельзя ходить как хочется?
Ну, хорошо это при людях — одетыми, но дома — то можно как хочу?! И дома нельзя!… Что же теперь, удушиться в галстуке и задохнуться в костюме?!! Нет необходимости. Можно ходить и в легком тренинге, в футболке, главное, чтобы тело было покрыто. Более того и ночью мы не раздеваемся до оголения, а ходим и спим в пижаме.
В этом проявляется одно из отличий еврейского мировозрения. Человеческое достоинство мы соблюдаем не перед людьми, а перед Творцом! Поэтому нет разницы, где это достоинство хранить — на людях или у себя в спальне.
Творец находится везде, поэтому и еврей всегда и везде должен оставаться евреем!
Читайте: Сборник статей по Вопрос «шкурный», точнее, одёжный…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Климовская
Мира Вайсбин
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его