Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?

Каждое утро еврейский мужчина произносит благословение «Что не создал меня женщиной». Любой человек, знакомый с еврейским мировоззрением, знает, что это вовсе не значит, что женщина — существо «второго сорта», не дай Б-г! Еврей выражает благодарение Творцу за то, что дал ему дополнительные мицвот (заповеди). А их у еврея больше, чем у нееврея и у кнаанейского раба, а у мужчины — больше, чем у женщины. Еврейская женщина освобождена от повелительных заповедей, связанных со временем: возложение тфилин, ежедневное изучение Торы, некоторые заповеди, связанные с праздниками.

Но почему? Мы знаем, что мицвот даны нам для того, чтобы возвысить и очистить нашу душу и удостоить нас вечной награды. А награда того, кто «обязан и делает», больше, чем у того, кто «не обязан и делает». То есть, даже если женщина будет выполнять всё вышеперечисленное, её награда будет меньше, чем у мужчины. Значит, женщина чем-то обделена? Попробуем разобраться.

Известно, что существует несколько мицвот, возложенных именно на женщин: зажигание субботних свечей, отделение халы от теста и некоторые аспекты законов семейной чистоты. Но свечи надо зажигать раз в неделю. Тот, кто не печёт хлеб, не отделяет халу. Незамужняя женщина не обязана соблюдать законы семейной чистоты. Но даже если женщина всё это делает, эти мицвот не могут заполнить весь её день. А есть ли что-нибудь такое, пусть и не связанное с определённым временем, что помогало бы женщине расти духовно на протяжении всего дня и всей жизни? Мицвот, за которыми следует достойная награда? Есть! Это цниют (скромность) и хесед (дела милосердия).

Скромность

Цниют? А что в нём возвышающего? — спросит кто-нибудь. Надеть юбку подлиннее да платок пострашнее, чтобы все прохожие шарахались, — вот и всё… Такой взгляд очень далёк от действительности. На самом деле неряшливая, режущая глаза безвкусицей или слишком мрачная одежда противоречит требованиям цниюта! Одна из основных причин того, что еврейская женщина не выставляет себя напоказ, — это её уважение к себе, как к дочери Царя Царей. А царская дочь не опозорит себя не только публичной демонстрацией своих «прелестей», но и неподходящей, негармоничной одеждой. Умение одеваться скромно и неброско, но при этом красиво и благородно — целая наука. Образ женщины, которая её постигла, воспринимается как единое целое — бриллиант (еврейская душа) в золотой оправе (благородство облика). К сожалению, вместо этого наши улицы, в основном, пестрят мозаикой из открытых частей тела и крикливых деталей одежды и туалета. Такой вид полностью скрывает любое проявление духовности и как бы заявляет, что женщина из кожи вон лезет (с современными средствами пластической хирургии это выражение можно понимать буквально), только бы привлечь к себе ещё несколько легкомысленных взглядов.

Но цниют — это намного больше, чем одежда и туалет. Это и поведение, и манеры, и походка, и разговор — как его форма, так и содержание. Есть вещи, о которых нескромно говорить на людях, есть слова, которые невозможно произнести, не унизив себя. Цниют необходим не только в присутствии посторонних, но и в кругу семьи, и наедине с супругом, и даже… наедине с самой собой. Чистота мыслей — необходимое условие цниюта, она влияет на всё поведение женщины и на её семью.

Правил цниюта очень много. Так же, как в изучении Торы невозможно постичь всё за короткое время, так и цниют не приобретается сразу. Чем больше женщина приучает себя к соблюдению различных аспектов цниюта, тем легче и естественней это получается, развиваются особая чувствительность и внутреннее побуждение принимать на себя новые правила.

Милосердие

Восхваляемый образ еврейской женщины — это цнуа (скромная) и баалат хесед (творящая дела милосердия). Во все времена праведные женщины готовили еду для неимущих, ухаживали за больными и роженицами, заботились о сиротах и одиноких людях. Всем этим они занимаются и сейчас. Есть много добровольческих благотворительных организаций, и все желающие могут найти там кто помощь, а кто приложение своим способностям.

Но что делать женщине, которая не может участвовать в деятельности этих организаций, потому что у неё дома — мал мала меньше, и зачастую нет даже четверти часа, чтобы спокойно помолиться? Человек, знакомый с иудаизмом, скажет: заботиться о доме и о детях — тоже мицва, для этого женщина и освобождена от других мицвот. Но тогда возникает вопрос: ведь забота о доме, уход за детьми — это то, чем испокон веков занимаются все женщины, еврейские и нееврейские, даже погрязшие в идолопоклонстве и прочих грехах! Для них это тоже мицва? И чем мы тогда от них отличаемся?

Мы не будем говорить об основополагающей роли матери в еврейском воспитании — это тема для отдельного разговора. Сейчас речь идёт о самых обыденных будничных делах, которыми заполнен день молодой мамы: стирка, уборка, смена пелёнок, вытирание носов, готовка, мытьё посуды… Настало время открыть главный секрет еврейской жизни: мицвот это или нет, зависит от… нашего выбора! Дело в том, что есть действия, которые являются мицвот благодаря совершению самого действия, такие, как возложение тфилин, заповедь жить в сукке и т.п. В этом случае мицва считается выполненной, даже если кавана (намерение) была минимальной. Но есть действия, которые могут стать мицвот именно благодаря мыслям и намерениям, которые мы в них вкладываем.

Например, такое простое занятие, как еда. Если мы просто поглощаем пищу, потому что голодны, она насыщает наше тело, но не возвышает нашу душу (а может даже навредить). Но если мы приготовили эту пищу со скрупулёзным соблюдением законов кашрута, вдумчиво и с глубокой благодарностью сказали благословение и едим, чтобы у нас были силы и здоровье для жизни по Торе, то весь процесс еды превращается в цепочку мицвот, возвышающих душу и достойных награды. Точно так же обстоит дело, когда человек работает и получает зарплату. Если он видит в своей работе возможность помогать людям, а в заработке — процветание для своей семьи и средство для благотворительности и других добрых дел, его профессиональная деятельность — мицва. Но если он работает только для того, чтобы потратить деньги на развлечения и ненужную роскошь, мицвы у него нет.

Если бы мы, мамы, сидящие дома с малышами, заботились о маленьких сиротах, мы бы ясно чувствовали, что всё, что мы делаем, — хесед. Почему же мы так не чувствуем с нашими детьми? Только потому, что у них есть мама? Но это значит, что когда-то мы совершили самый большой хесед, который человек способен в этом мире сделать для другого, — подарили им жизнь! И теперь мы продолжаем вершить хесед день за днём. Если женщина жалуется на «серое и безрадостное существование в четырёх стенах» и завидует своим «свободным» подружкам, она упускает замечательную возможность превратить свою жизнь в прекрасный сад духовных наслаждений. Когда даже забота о собственном здоровье является огромной мицвой и влечёт за собой множество других мицвот — деяний хеседа для нашей семьи.

Известно, что дурное начало в человеке (ецер а-ра) стремится отвлечь его именно от тех мицвот, которые особенно необходимы для его души. И тот факт, что сегодня так много молодых женщин тяготятся «профессией» мамы и стремятся найти себе занятие вне дома, свидетельствует об огромной важности этой «профессии» для еврейской женщины и для еврейского народа в целом.

Еврейская женщина может проявить себя ещё во многих областях. Но главное, что мы видим: у нас есть возможности для достижения высшей духовности через простые материальные действия, полной гармонии души и тела.

Утреннее благословение женщины: «Что создал меня по своему желанию». Творец желает, чтобы мы были такими, какими Он нас создал. Совершенство женщины находится внутри неё, надо только не мешать ему проявиться. А для этого необходимо охранять и очищать себя от посторонних примесей и ложных представлений.

Добро пожаловать в раздел, посвященный еврейской женщине.