Темы: Еврейская женщина, Женщина, Скромность в поведении, Мира Вайсбин, Положение женщины в обществе, Скромность в одежде
Уважаемые дамы,
Я адресую свой вопрос каждой из вас и буду рада ответам от всех. Я не написала его на общий ящик toldot.ru из опасения, что он попадет «не туда». Если вы сочтете возможным опубликовать мой вопрос и свои ответы, то это можно только приветствовать. Теперь собственно вопрос. Чем вам так не угодил феминизм? Что плохого в том, что у женщин есть закрепленное законом право получать образование и работать и (о, ужас!) появляться в общественных местах? По-вашему, это действительно разрушает семью вообще и еврейскую в частности? Вам не кажется, что в Саудовской Аравии принцип цниут (скромности) доведен до своего естественного логического конца, а не до абсурда? Если закрывать волосы, то почему не лицо? Есть на свете одно место кроме СА, где женщинам запрещено водить машину — Кирьяс Джоэль, Нью-Йорк. Вас эта тенденция не пугает? Меня таки пугает, и если я зря боюсь, не могли бы вы объяснить мне, почему зря? У вас же у всех дочери, которых вы любите. Вы хотите, чтобы их лишили даже права показываться на улице? Ведь все к этому катится. Афганские и иранские женщины до взятия власти сами-знаете-кем тоже думали, что они свободные и образованные и никто их назад в клетку не загонит. А потом проснулись в одно не прекрасное утро и обнаружили, что нельзя поступить в университет без разрешения отца или брата и выйти на улицу без мешка на голове. Я чувствую себя, не рядом будь помянута, Кассандрой, которая бегает и всех предупреждает, а никто ее не слушает. Если в еврейской среде возможен запрет женщинам водить машину, сидеть спереди в автобусе, избираться на общественную должность (не даян, не рав) и посещать уроки танцев зумба (Бейтар Илит), то что-то у нас очень не то. Лучше уж феминизм, честное слово. Те права и свободы, которые нам с вами так же привычны, как небо над головой (образование, работа, собственный счет в банке и открытое лицо), женщинам до нас пришлось выцарапывать, а нам, сдается мне, еще придется с боем отстаивать. Ради дочерей. Бе-ахават Исраэль (с любовью к еврейскому народу) и спасибо, Р.
Уважаемая Р., шалом!
Спасибо за вопрос и за доверие, которое Вы оказываете нам, задавая его. Ваш вопрос меня порадовал молодым задором, боевым настроем и чисто еврейским активным желанием узнать, доказать, понять.
Я с Вами совершенно солидарна в чувстве ахават Исраэль, ради которого мы прилагаем все усилия, чтобы наши дети оставались настоящими евреями. Ради наших дочерей важно разобраться в Вашем вопросе, прояснить истину и действовать в соответствии с ней.
Хотелось начать с того, что информация, которой Вы оперируете, не совсем достоверна. А именно: еврейская женщина, выполняющая все заповеди Торы, имеет полное право получать образование, работать и без всякого «ужаса» появляться в общественных местах (если в них соблюдаются элементарные правила общечеловеческой морали). Даже если есть круги, в которых что-то принято, а что-то не принято, запрета Торы на получение образования, работу и т.д., разумеется, нет, о чем поговорим далее. Мои дочери, например, (уже взрослые и замужние) родившиеся в Израиле и выросшие в стопроцентно харедимном обществе, выучились, получили прекрасные специальности и работают по ним — кто на компьютерной фирме, кто в области дефектологии, кто в области математики и т.д. Это стандартный, типичный путь религиозной девушки, желающей учиться. Если она не желает учиться, она вполне может быть прекрасной женщиной и матерью. Если еврейская женщина получает образование и работает, это не разрушает ее семью. Что действительно может разрушить семью — это ее жизненные цели. Очень многое зависит от того, каковы цели в жизни. Если цель — сделать карьеру, решения и поведение по отношению к семье будут одни, если цель — строить семью, личные взаимоотношения, воспитывать детей, решения и поведение будут другие. А тогда уж работа и образование — это не самоцель, а средство заработка. И нет в этом никакого противоречия с тем, что работа может быть интересной и приносить женщине удовлетворение.
Теперь перейдём, с Вашего разрешения, к вопросу цниюта и принципов скромности. Ваш нескрываемый страх, что отберут «права и свободы», был бы совершенно оправдан, если бы еврейский цниют строился на тех основах, которые Вы наблюдаете на примерах СА, Афганистана, Ирана и других уважаемых мусульманских стран. Как мне видится, в Вашем представлении история женщин выглядит так: черное прошлое (закрытое лицо, запреты на работу, образование, в общем, клетка, куда нас хотят снова загнать), светлое настоящее, выцарапанное женщинами для нас, и черные прогнозы: возвращение женщин в черное прошлое, а то и еще похлеще. В связи с этим хочется поделиться с Вами: еврейские женщины ничего не выцарапывали. Жена известного мудреца Хофец Хаима держала магазин, в котором продавала товары всей еврейской общине. Подобно ей, вели дела много замечательных праведных еврейских женщин. Вероятно, в ашкеназских общинах это было больше распространено, а в сефардских меньше — в связи с влиянием мусульманского окружения. Это что касается работы. Массовое же образование — достаточно новое явление в принципе. И нам ничего не известно о том, что еврейские женщины были насильно оторваны от образования, не имели возможности его получить. А известны факты противоположные.
В еврейском народе роль женщин велика и незаменима, их деятельность — значимая, важнейшая не только для семьи, но и для всего еврейского народа. Достаточно упомянуть имена наших праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи, затем Мирьям-пророчицы, царицы Эстер, Йеудит — дочери Йоханана а-Коэна. Пророчица Двора в эпоху Судей была судьей в еврейском народе. Известная Брурия, жена раби Меира (мудреца Мишны — тана) обучала евреев законам Торы (находясь за занавесом, чтобы не нарушать законов скромности). С историей каждой из этих женщин и множества других можно ознакомиться в наших источниках. Отсюда очевидно, что у еврейской женщины не было необходимости ничего выцарапывать. Черного прошлого не наблюдалось, и в том, что касается положения женщины, нет большой разницы между прошлым и настоящим.
О черных прогнозах. Еврейских женщин некуда «возвращать», т.к. «порабощения» не было. Вы боитесь принципов, доведённых до абсурда. Правильно, всем нам это не понравилось бы. Но евреи… Есть неизменная Тора, Закон. Это нас сопровождает из поколения в поколение со времен горы Синай. И надо знать, что в еврейском народе женщины всегда покрывали голову, а паранджу не надевали. Честно Вам скажу, не знаю, что будет у народов — сколько наденут, а сколько снимут. Но Тора неизменна, и законы постоянно «отслеживаются» и регулируются раввинами, «держатся» в рамках, чтобы, не дай Б-г, не возобладала тенденция «прибавлять» к Закону или «убавлять» от него. Поэтому паранджи не предвидится.
В личном плане каждому из людей невозможно запретить устанавливать для себя свои собственные, личные устрожения. Но из этого не выводят никаких общих правил. В рамках сказанного — не существует никакого запрета Торы женщине водить машину. И даже если в какой-то общине, по Вашим сведениям, приняли такое устрожение, вероятно, есть у них на то местные причины. Точно так же, как если мы увидим еврея, который устрожает закон для себя и принимает субботу за час до времени зажигания субботних свечей, т.к. ему лично хочется войти в субботний покой раньше (по своим духовным соображениям), никому не придет в голову, что еврейский Закон обязывает всех поступать так же! Есть место личным устрожениям, есть вероятность, что существуют местные соображения, на основании которых раввины постановили, чтобы женщины не водили. Как и во всем остальном, здесь работает еврейское правило: коль давар лэ-гуфо. Я лично вижу много всерьез религиозных женщин, водящих машину. И, кроме личных соображений-устрожений, не вижу ни факта, ни тенденции. Нет правила цниюта или закона Торы, которые бы это запрещали.
Общественная роль женщины, как мы уже говорили выше, в еврейском народе естественна, начиная с праматерей, продолжая судьей и пророчицей Дворой, продолжая и в наши времена известнейшей Сарой Шнирер, основательницей обширной сети женских образовательных учреждений и движения Бейт-Яаков и т.д., и т.п. В настоящее время масса уважаемых праведных женщин занимает руководящие посты в Министерстве Образования, учебных заведениях, общественных организациях и др. Ничего не известно о том, чтобы это кем-то осуждалось, нет никакой проблемы. Без всякой связи с религией хотела добавить, что есть общая тенденция, наблюдаемая и в светском, и в религиозном обществе, — выполнение женщинами многих руководящих функций. С психологической точки зрения — иногда это может привести к формированию личности женщины-«генерала», что и в общечеловеческом плане — под знаком вопроса. Какова она как мать, как жена, каковы её цели в жизни?
Продолжая читать вопрос, увидела Ваш прогноз, что женщину лишат права показываться на улице. Честно говоря, когда прочитала, подумала, что это такой литературный приём, чтобы подчеркнуть общую тенденцию. Как сказать: «Я тебе миллион раз говорила» — на самом деле не миллион и не полмиллиона. В качестве стилистического средства я это слышу. Если говорить о фактах, это так же неприменимо к еврейскому обществу, как и другие рассмотренные прогнозы. Кстати, Вам стоит знать, что запрет прибавлять к еврейскому Закону или убавлять от него дан в самой Торе — Дварим 13, 1: «Все, что я (Моше) заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к тому и не убавляй от того». И в этом — великая сила и жизненность еврейской вечной, неизменной Традиции, которая, слава Б-гу, регулируется нашими мудрецами в каждом поколении. Один принципиальный момент отличает законы других народов от Закона народа Израиля. Там законы создаются людьми, а потому могут быть доведены до абсурда, у нас же законы изначально заданы Торой, имеющей Б-жественное происхождение. Поэтому они абсолютны и неизменяемы. Еврейский народ во всех поколениях старается соответствовать этому.
Далее, по поводу счета в банке. И тут нет никакого ограничения Торы, а в принципе все имущественные отношения определены Шулхан Арухом, так, что собственности женщины ничто не угрожает. Наоборот, еврейская Ктуба охраняет имущественные права женщины.
Вы упоминаете еще размещение в автобусе и танец «зумба». Не существует запрета заниматься танцами, есть полно кружков танца, драмы и т.п. Но я бы как мать не проявила заинтересованности в кружке танца для дочери, если музыка там африканского стиля. И сама бы не пошла, самой мне приятнее заниматься пилатесом под энергичную музыку не африканского стиля. Но ради здоровья, грации и поддержания мышечного тонуса нет проблемы заниматься физкультурой и танцами. Что такое «зумба» я лично не знаю, не знаю и каковы были местные соображения, по которым решили запретить это, если это действительно факт.
И последнее — размещение в автобусе. Недавно «автобусное дело» было раздуто СМИ совершенно непропорционально описаниями «ужасных» событий в Бейт-Шемеше. На самом деле, размещая мужчин и женщин в разных частях автобуса (это делается лишь в некоторых автобусах), намеревались создать более надежную почву для охраны чистоты нравов и целомудрия в том обществе, которое к этим моделям стремится. Это направлено не на унижение женщины, а на обеспечение ее личного комфорта и безопасности. По Торе однозначного ответа на этот вопрос нет, и нет никакой катастрофы в том, чтобы ездить в обычных автобусах. Все мы ездим и в общих автобусах, никак не нарушая законы, но лишенные определенного комфорта. Можно иметь разные позиции на этот счет. Давайте, не осуждая, рассмотрим различные стороны вопроса. С одной стороны, нет ничего страшного в том, чтобы ехать в общем автобусе, и каждому приятно садиться там, где ему хочется и как ему хочется — впереди, около окна, подальше от окна, в середине. С другой стороны, человек — это человек, у него определенная природа, определенные желания, тяготения и влечения. И влечение к противоположному полу заложено в нашей природе. Не всегда человек справляется со своими влечениями, даже если на уровне сознания у него другие цели и другие планы. Из нашего собственного жизненного опыта, из литературы, СМИ нам многое известно. Например, есть статистика: больше половины женщин в Израиле и во всем мире подвергались сексуальным домогательствам на работе, в школах, учебных заведениях. Кстати, феминистки об этом говорят. Когда люди собираются вместе, чтобы работать или учиться, или куда-либо ехать, никто не застрахован. Достаточно упомянуть московское метро, кто помнит, но и в Израиле люди, а не ангелы.
Мы не решаем, каким должно быть размещение в транспорте, но не закрываем глаза на проблему, которая существует. Названные проявления человеческой природы возможны в любом месте, в том числе и в общественном транспорте, это вещи общеизвестные, простые и очевидные. Надо признать проблему, а не делать вид, что ее не существует. На этом фоне можно понять общество, которое решает хотя бы эту проблему таким образом— «территориальным размежеванием».
В заключение: уважаемая Р., насколько я понимаю, Вам важно было понять, и поэтому попробуйте, может быть, походить регулярно на уроки Торы и Закона и получить сведения из первоисточника. Тогда представления, которые у Вас сложились на основании сведений неизвестного происхождения, иногда даже предвзятых, корректируются. Мы все знаем, что такие представления бытуют среди людей, не получивших традиционного еврейского образования.
С большим уважением, Мира Вайсбин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»