Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает — это очень хорошо. И уж во всяком случае не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Дерево — источник знания?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Изучение Торы, Добро и Зло, Древо Познания

Отложить Отложено

Здравствуйте. В Торе написано «от дерева познания добра и зла не ешь». Что за источник познания добра и зла? В изучении Торы, мое мнение, познается добро и зло. Как быть? Ильдус

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Ильдус,

РАМХАЛь объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения» (слово даат на иврите означает «соединение», как «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — «Веаадам яда эт Хава»): плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

Действительно, Тора даёт нам возможность отличать добро от зла. Однако невозможно сказать, что она является источником познания зла, источником стремления к злу (не дай Б-г). Наоборот, Тора отдаляет человека от стремления к злу. Мудрецы говорят (трактат Кидушин 30 б), что Творец создал йецер а-ра (дурное начало в человеке) и создал лекарство от него. Это лекарство — Тора (и это лекарство — единственное, см. Месилат Йешарим, часть 5). Поэтому невозможно уподобить Тору древу познания добра и зла.

РАМХАЛь объясняет, что древо жизни, которое также росло в Ган-Эдэне, обладало свойством пробуждать у того, кто пробовал его плод, стремление к духовности и любовь к Всевышнему. В этом смысле Тора подобна именно древу жизни — ведь её изучение приводит человека к любви к Б-гу, как говорят мудрецы (Сифри, глава Ваэтханан) и как пишет РАМБАМ (Книга Заповедей, предписывающая заповедь 3). Именно поэтому царь Шломо (Соломон) говорит о Торе (Мишлей 3, 18): «Древо жизни она для придерживающихся её».

В заключении приведу слова мудрецов в Пиркей дэ-раби Элиэзер (часть 11), которые объясняют обязанность Адама «обрабатывать его и хранить его» (Бэрейшит 2, 15) следующим образом: Адам обязан был выполнять предписывающие заповеди («обрабатывать его») и остерегаться нарушить запреты Торы («и хранить его»). Это объяснение основано на стихе 3, 24 из Бэрейшит: «…охранять путь к дереву жизни». Говорят мудрецы: «Это Тора, ведь сказано: Древо жизни она для придерживающихся её».

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: тема Добро и Зло

Материалы по теме


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше