Из цикла «Хроника поколений», темы: Женщины в истории, Война, Пророчество, Рав Александр Кац, Книга Судей, Двора
Двора (דבורה; умерла не ранее 2676 г. /1084 г. до н.э./) — пророчица и судья.
Происходила из колена Нафтали (Оцар Ишей аТанах, Двора). По свидетельству знатоков кабалы, была новым воплощением души Ципоры, жены пророка Моше (см.) (Седер адорот 2636).
Ее муж Барак, сын Авиноама, был богобоязненным, но несведущим в Торе человеком. Двора занималась изготовлением фитилей для Меноры Мишкана (Мегила 14а), а ее муж доставлял их в Шило, в Шатер Откровения, где первосвященником был Пинхас (см.), сын Элазара (см.). Двора надеялась, что под влиянием святости места и праведных людей, которых Барак встретит, часто посещая Шатер, он начнет серьезно изучать Тору. А поскольку каждый изготовленный ею фитиль светил подобно факелу, ее мужа прозвали Лапидот — от слова лапид (факел) (Тана девэй Элияу раба 9; Ялкут Шимони, Шофтим 42, 4). А ее называли эшет Лапидот («женой факельщика») (Шофтим 4:4, Раши и Радак). Согласно другому объяснению, Двора достигла такого высочайшего уровня пророчества, что на месте, где она удостаивалась пророческого откровения, люди видели ее в окружении сияющего пламени — и поэтому ее прозвали «женщиной факелов» (Ральбаг, Шофтим 4:4; см. также Мегила 14а).
В периоды, когда Двора чувствовала приближение пророческого откровения, она отдалялась от своего мужа (Седер адорот).
Барак и Двора были достаточно состоятельными и независимыми людьми: им принадлежали рощи финиковых пальм в Иерихоне, виноградники в Раме и многочисленные оливы на равнине возле Бейт-Эля (Раши, Шофтим 4:5).
В 2636 году /1124 гг. до н.э./, после смерти верховного судьи Эуда (см.) и сменившего его менее чем на год коэна Шамгара, Двора стала судить сыновей Израиля (Седер адорот). Но поскольку, согласно закону Торы, женщина не должна выносить судебные решения, Двора лишь сообщала ведущим тяжбу сторонам, каков закон в данном случае, а порой передавала решение Творца, полученное ею в пророческом откровении (Тосафот, Нида 50а).
Еще в период правления Эуда и Шамгара многие из сынов Израиля вновь отошли от соблюдения заповедей Торы, и вскоре страну покорил кнаанский царь Явин, который угнетал сынов Израиля в течение двадцати лет. Когда гнет стал нестерпимым, евреи возопили к Б-гу, умоляя об избавлении (Шофтим 4:1—3, Мецудат Давид и Мальбим). Тогда сыны Израиля сплотились вокруг Дворы — по образному определению Талмуда, весь народ стал как «одно сердце, обращенное к Небесному Отцу» (Мегила 14а; Мальбим, Шофтим 4:5).
Сидя в тени финиковой пальмы возле Бейт-Эля, в горах Эфраима, Двора обучала народ Торе и принимала приходивших к ней за советом. Она избрала такое открытое место, чтобы не возникало запрещенного законом Торы уединения (Шофтим 4:5; Мегила 14а, Тосафот Тана девэй Элияу раба 9; Ялкут Шимони, Шофтим 42, 4).
Около 2656 года /1104 гг. до н.э./ Двора подняла восстание против кнаанцев. Она поручила своему мужу Бараку собрать десять тысяч воинов из северных колен Звулуна и Нафтали, особенно страдавших от притеснений, и выступить с ними против полководца Сисры, который возглавлял войско царя Явина. Но Барак, понимавший, что именно Двора является подлинным духовным главой народа, поставил условие: «Если ты пойдешь со мною, то я пойду, а если не пойдешь со мною, я не пойду». В состоявшемся сражении еврейское ополчение под предводительством Барака и Дворы одолело кнаанцев, и страна обрела свободу (Шофтим 4:6—24; Седер олам раба 12; Седер адорот).
После победы Двора в пророческом откровении произнесла благодарение Творцу. «С неба сражались, — говорила она, — звезды со своих орбит сражались против Сисры!» (Шофтим 5:20). Вместе с тем она определила причину бед, терзавших народ Израиля в течение двух десятилетий: «Когда он избирает новые божества, тогда — война у ворот» (там же 5:8). «Но беды терзали страну, — отметила она, — пока не встала я, Двора, пока не встала я, мать в Израиле!» (ср. там же 5:7). И в наказание за то, что она стала прославлять себя, принижая, тем самым, предшествующих ей судей, дух пророчества покинул ее (Песахим 66б; Зоар 3, 19б).
Двора судила народ Израиля еще двадцать лет — до 2676 года /1084 г. до н.э./ (Седер адорот). Она приближала евреев к Торе, говоря им: «Знаете, благодаря кому Всевышний взыскал с идолопоклонников за угнетение Израиля? Избавление пришло в заслугу мужей, которые утром и вечером приходят в дома молитвы и дома учения, ежедневно занимаются Торой, благословляют Творца и отвечают Амэн» (Тана девэй Элияу раба 9—10).
Пророчица Двора погребена у Кфар Кедеш, рядом со своим мужем Бараком (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.