Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
Учили в барайте: Семеро сыновей было у Кимхит, и все они служили в Храме первосвященниками. Спросили у нее мудрецы: «Что ты сделала, чтобы заслужить такое?» Она ответила им: «Никогда балки моего дома не видели моей прически». Они сказали ей: «Многие делали так, но им это не помогло». (Я видел, что в Иерусалимском Талмуде написано: «Весь почет дочери царя — внутри, одежда ее — золотое плетение» (Теилим 45: 14). Это означает, что скромная женщина достойна того, чтобы от нее произошли первосвященники, одежда которых — золотое плетение. — Раши).
(Йома 47а)
(1) Отец, сын или брат женщины.
(2) Мать, дочь или сестра мужчины.
(3) Мальчик или девочка (в том возрасте, в котором мальчик или девочка считаются «охранниками»).
(4) Золовка (жена брата этой женщины).
(5) Свекровь или невестка этой женщины.
(6) Дочь мужа или дочь свекрови этой женщины.
(7) Муж этой женщины или жена этого мужчины.
(8) Несколько человек2.
(1) Лифт, останавливающийся на каждом этаже, или такой, который можно остановить снаружи на любом этаже.
В таком лифте мужчине и женщине можно уединяться, если во время поездки в этом месте есть люди, которые могут захотеть воспользоваться лифтом и остановить его снаружи.
(2) Лифт, который не останавливается на каждом этаже и который нельзя остановить снаружи.
В таком лифте возможно нарушение запрета йихуда, если в нем едут в течение времени, превышающего время запрещенного йихуда. Время запрещенного йихуда приведено в главе 1, и следует получить относительно него указание от раввина, имеющего право выносить постановления.
Это разрешение тоже действует лишь во время, когда в данном месте есть люди, избавляющие от нарушения запрета йихуда (см. примечание, где сказано, что многие стараются не уединяться в лифте).
Перечислим разрешенные способы:
♦ Там сказано, что в ночные часы необходимы два охранника.
***
♦ Запрет йихуда может возникнуть также в случае, когда в дом приходит домработница или гостья, а мужчина находится в доме один.
Возможно сделать пребывание этой женщины в доме разрешенным с помощью одного из «охранников» (глава 8), входа, открытого в общественное владение (глава 6), а также если муж этой женщины находится в этом же городе (см. ограничения этого разрешения в главе 4).
Вход, открытый в общественное владение (глава 6); муж этой женщины находится в этом же городе (глава 4); в доме находятся еще мальчик или девочка (в том возрасте, который делает йихуд разрешенным, см. главу 8); в доме находятся женщины, которые рассматриваются как «охранники», избавляющие от нарушения запрета йихуда (глава 8); в доме находится еще один кошерный мужчина (согласно мнению Рамы, приведенному в главе 3)5.
Часто двери такого типа могут вызвать нарушение запрета йихуда на работе (в офисе, на складе и т.д.).
(1) Когда дверь открыта в общественное владение (см. главу 6).
(2) Когда в этом месте находятся двое кошерных мужчин (согласно мнению Рамы, приведенному в главе 3).
(3) Жена мужчины находится здесь же вместе с ним (см. главу 5, закон «его жена охраняет его»).
(4) В этом же месте находятся «охранники», избавляющие от нарушения запрета йихуда (см. главу 8).
(5) Муж этой женщины находится в этом же городе (см. главу 4)6.
(1) Если в комнате ожидания или в соседних комнатах находятся другие люди (пациенты, ожидающие врача, другие врачи и т.д.), которые могут зайти в кабинет врача без предварительного разрешения, —в кабинете не действует запрет йихуда (см. предыдущее примечание)8.
(2) Если нет людей, которые могли бы зайти (например, если посещение врача происходит не в приемные часы, если оно происходит в частной клинике или если в этом месте следят за тем, чтобы никто не заходил в кабинет врача без получения разрешения войти) — в этих случаях йихуд запрещен.
***
Продолжение на следующей странице
(1) Если муж этой женщины находится в этом же городе, см. дополнительные подробности в главе 410.
(2) Если женщина берет с собой для визита к врачу «охранника», избавляющего от нарушения запрета йихуда, например: маленького мальчика или маленькую девочку, золовку, свекровь и т.д. Законы охранника можно найти в главе 8.
***
(1) Законы «входа, открытого в общественное владение», приведены в главе 6.
(2) Законы «ее муж находится в городе» приведены в главе 412.
(3) Законы, относящиеся к правилу «его жена охраняет его», приведены в главе 5.
(4) Законы «охранника» приведены в главе 8 (в этих случаях, как правило, присутствуют другие дети, рассматривающиеся как «охранники», см. там).
(5) Законы нескольких мужчин или женщин приведены в главе 3
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 В книге Двар айихуд есть раздел, в котором приводятся многочисленные алахические подробности, связанные с законами йихуда в различных ситуациях, возникающих при поездке на машине. См. также Шевет а-Леви.
2 Выше, в главе 3, приведены мнения Мехабера и Рамы о том, разрешено ли одной женщине уединяться с несколькими мужчинами. Там сказано, что, даже по мнению Рамы, такое разрешение йихуда действует только в случае, когда эти мужчины — кошерные.
3 См. Двар алаха и Петах абаит. Многие стараются избегать йихуда в лифте даже в разрешенных ситуациях, в особенности, если в лифте едет нееврей или развратный мужчина.
4 Там обсуждается разрешение «ее муж находится в городе» для случая, когда муж этой женщины дал ей разрешение пойти в дом к тому мужчине, с которым она уединяется, или поговорить с ним уединенно. Наш случай с воспитательницей похож на этот, так как и здесь тоже она приходит работать в этом доме с ведома мужа и с его разрешения.
5 Согласно мнению Мехабера в Шульхан арухе, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами, см. главу 3.
6 Отметим два ограничения правила «ее муж находится в городе», действующие применительно к нашему случаю:
(1) В главе 4 приведены мнения поским, обсуждающих случай, когда место йихуда — не в доме этой женщины, и ее муж не знает, где именно она находится. Задается вопрос, сохраняется ли в этом случае разрешение «ее муж в городе».
(2) В главе 4 сказано, что когда мужчина близко знаком с этой женщиной, разрешение «ее муж в городе» не действует. Близкое знакомство может создаться, в числе прочего, при работе на одном предприятии и т.д. Поэтому, если мужчина и женщина, работающие в одной конторе, близко знакомы друг с другом (согласно определению алахи: «он ее не стесняется»), разрешение «ее муж в городе» перестает действовать.
7 Приведем названия нескольких книг, занимающихся проблемами йихуда при посещении врача: Игрот Моше, Минхат Ицхак, Шевет а-Леви. В Двар алаха приведена брошюра, специально посвященная этому вопросу. См. также Петах абаит.
8 Выше в главе 6, приведены мнения поским относительно двери, которая закрыта, но не заперта. Добавим, что если есть очень большая вероятность того, что в кабинет врача кто-то зайдет без разрешения, возможно, что запрета йихуда не будет по всем мнениям.
9 См. выше, в главе 5, законы, относящиеся к правилу «его жена охраняет его».
Следует отметить, что врач рассматривается как «мужчина, чья профессия связана с женщинами» (см. главу 4), и там же, в главе 5, сказано, что по некоторым мнениям мужчине, чья профессия связана с женщинами, запрещено уединяться с женщиной, даже если «его жена охраняет его».
10 Выше, в главе 4, приведено обсуждение различными поским ситуации, когда йихуд происходит не дома у женщины, а в другом месте, и ее муж не знает, где именно она находится. Кроме того, имеются различные мнения поским в случае, когда муж дал этой женщине разрешение пойти к этому мужчине или поговорить с ним наедине — действует ли в этих случаях разрешение «ее муж находится в городе»?
11 См. Двар алаха.
В книге Двар Йихуд приведено подробное объяснение того, как следует вести себя в этих ситуациях, чтобы не нарушить запрет йихуда.
12 Там же, в главе 4, сказано, что мужчина, близко знакомый с женщиной («который ее не стесняется»), не может воспользоваться разрешением «ее муж находится в городе». Как правило, к усыновленным сыну или дочери относится понятие «он ее не стесняется». Поэтому следует получить на этот счет конкретное алахическое постановление.
Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»