Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В прошлый раз мы объяснили, почему Тора разрешает говорить лашон а-ра о человеке, который сознательно и регулярно нарушает алаху. На этот раз перечислим условия, которые необходимо соблюдать в этом случае. Но поскольку читателям уже, скорее всего, надоели пространные талмудические выкладки и прочий ломдус, просто опишем необходимые условия. А там уже — кому интересно, тот и спросит.
Итак:
1) Информация, которую мы сообщаем и на основе которой объект нашего разговора определяется как злостный грешник, должна быть достоверной. То есть лучше всего, если мы говорим о том, что сами видели. Однако есть случаи, где можно сообщать даже о том, что сам не видел. Об этом — в будущем, когда мы будем рассматривать законы кабалат лашон а-ра (когда можно верить лашон а-ра, который нам сообщают).
2) Если поступок можно объяснить по-разному, то нужно быть уверенным, что то, что произошло — и в самом деле нарушение, а также в том, что оно было сознательным. Лучший пример — сожительство мужчины с запрещенной ему женщиной. Тут нарушение очевидно, и человек понимает, что нарушает закон Торы. А вот, например, когда я вижу, что кто-то, скажем, едет на машине в субботу или разговаривает по мобильнику, то, может быть, здесь ситуация пикуах нефеш (спасения жизни). Я знаю, да и читатели, скорее всего, тоже, несколько таких случаев. Или, например, еврей, выросший в общине, где сделать эрув практически невозможно, может подумать, что человек несущий какой-нибудь предмет в субботу, субботу оскверняет. А возможно, просто в этом месте есть эрув.
3) Нельзя преувеличивать грех. Например, в случае описанном в Талмуде (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_814.html) если Тувья согрешил с нееврейской женщиной, то говорить, что он согрешил с замужней женщиной является лашон а-ра (помимо лжи), хотя и то, и другое — запрещено.
4) Говорить о дурных поступках другого человека можно только в том случае, если это делается из желания восстановить правду, чтобы люди отдалились от зла, услышав, что злодеев осуждают, а также, чтобы, быть может, сам злодей раскаялся, увидев, что общество отвернулось от него. А говорить об этом из чувства личной неприязни или злорадства запрещено, тогда эти слова превращаются в самый обыкновенный лашон а-ра.
5) Нельзя сообщать эту информацию в том случае, если грешнику будет причинен вред, которого он не заслуживает по алахе. Например, Рабинович увидел (уже в пятый раз), как Гольдштейн кушает раков недалеко от местного русского магазина. Рабинович решает рассказать об этом Хасидашвили, читателю анти-койферу и Паше-Пинхасу. Но Хасидашвили (восточный человек!), анти-койфер (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_814.html#nc_commentID910_814_15672) и Паша-Пинхас (бывший уголовник, см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_320.html) — народ отчаянный, могут подкараулить Гольдштейна и избить презренного ракоеда, чтобы другим неповадно было. Поскольку это было бы неправильно, то сообщать о ракоедстве не надо.
6) Нельзя лицемерить — за спиной человека осуждать его поступки, а в глаза молчать. Сообщать о неблаговидных поступках нужно публично, чтобы избежать хануфа (лести или лицемерия). У этого правила есть два исключения. Можно осуждать человека за глаза, если тот способен навредить тому, кто о нем рассказывает, или же в случае, когда публичное оглашение информации приведет к махлокет (спорам и распрям в общине).
Теги не заданы