Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Следующее условие, которое необходимо соблюдать, рассказывая о плохих поступках другого человека--достоверность и правильная оценка информации. То, что кто-то мне сказал, что Рабинович поступил так, а Абрамович сказал эдак, еще не значит, что так оно и есть на самом деле. Веря тому, что другой человек поступил плохо, только на основе того, что мне так сказали, мы преступаем через запрет "кабалат лашон ара" (принимать или верить лашон ара), и можем оказаться в ситуации похожей на известный анекдот (почти плагиат из книг уважаемого Гади Поллака):
Боря Коган обсуждает кандидатуру шлиах цибур (кантора) на Рош аШана и Йом Кипур с дядей Мишей Кукушкиндом.
--Этого не брать,--командует дядя Миша.
--Почему же?--удивляется Боря.
--У него голос хриплый, как у Высоцкого,--отвечает дядя Миша.
--A Вы когда-нибудь слышали как он пел?--вежливо спрашивает Боря.
--Аx, что ты мне голову морочишь,--отмахивается дядя Миша,--я его не слышал, мне Рабинович вчера немного напел.
Или же в положение Рабиновича:
Раввин русской синагоги города Н-ска дает урок кашрута для женщин. Говоря о законах "басар бхалав" (смешивания молока и мяса), он замечает, что по Торе, согласно большинству мнений, запрет этот касается только мяса домашнего животного. А вот курицу есть с молоком по Торе можно (опять же, согласно большинству мнений), но это запрещено мудрецами. Придя домой г-жа Рабинович говорит мужу, который в это время paзговaривaeт по телефону с Борей Коганом:
--Валера, не поверишь, но раввин сказал, что Тора разрешает есть курицу с молоком!
Рабинович, не моргнув глазом, тут же говорит Боре:
--Боря, какой ужас! Что случилось! Наш раввин--реформист! Срочно организуй революцию! Смещай раввина!
99% ПРАВДЫ==100% ЛЖИ
Cлучается, что информация, которую нам сообщают, достоверная, но неполная. И тогда тоже нельзя судить о человеке, а тем более передавать оценку его поступков, не обладая всей информацией. Часто даже отсутствие маленькой детали полностью меняет общую картину. Вот пример, который знаком любому папе или маме.
Приходит Рабинович домой. Встречает его плачущий сын Толик с синяком под глазом.
--Анатолий, что случилось?--вопрошает папа Рабинович. Но в ответ, Анатолий только бессвязно всхлипывает.
--Ира, в чем дело?--спрашивает Рабинович жену.
--А ты у Артема спроси, ух тварь такая, я прихожу, а он бьет Толика, вот синяк ему поставил.
--Артееммм, pемень!!!!!--грозно кричит Рабинович.--Ты бил брата?
--Да,--говорит Артем.
Тут Рабинович (ну не всегда же ему быть неправым) спрашивает:
--Почему?
--Потому что он меня уколол вилкой!--говорит Артем,--вот папа, посмотри!
Картина резко меняется, а между папой и мамой Рабиновичами завязывается жаркая дискуссия о основных положениях еврейского судопроизводства и воспитания.
ВСТРЕЧА ЗАКАРПАТСКОГО ЕВРЕЯ С БЫВШИМ ТУРЕЦКОПОДДАННЫМ
И наконец-то бывают ситуации, когда мы знаем все детали, но наша оценка ситуации может быть неправильной. Вот пример (на этот раз не про Рабиновича, а про его закарпатского прадедушку).
Конец 19-го века, Закарпатье. Сидит утром Рабинович в синагоге и учит себе мишнайос. Вдруг в синагогу входит человек странного вида и спрашивает Рабиновича на ломаном немецком, можно ли здесь переночевать и поесть. Рабинович растерянно кивает. Подходит время утренней молитвы. Рабинович, да и многие другие обращают внимания на новоприбывшего. Некоторые вежливо говорят ему “Шулем Алайхем” и “вус мах а ид”, но новичек их очевидно не понимает. Все он делает наоборот. Тефилин одевает сидя; когда все встают, он сидит.
--Мотл,--спрашивает Рабиновичa его закадычный друг Бериш Кац,--как ты думаешь, кто это?
--Их вайс ништ (я не знаю),--говорит Рабинович,--но подозрительный тип, нужно за ним следить.
После молитвы, новоприбывший уселся позавтракать. Вынимает мацу и ест ее.
--Мотл,--говорит Бериш,--посмотри на него, надо что-то делать, что это за еврей такой? Руки перед хлебом не моет, бенчен (биркат амазон, молитва после трапезы) не говорит, молится наоборот и даже по-еврейски не понимает! А может он выкрест?
Тут прибегает маленький мальчик Сендер, сын Бериша
--Он гой,--говорит Сендер,--нужно побежать и сказать ребе.
Рабинович молниеносно принимает решение:
--Eсли он притворяется евреем, то значит он турецкий шпион! Я побегу к полицмейстеру, чтобы он его арестовал. А то еще нас обвинят в нелояльности к дорогому государю императору, чтоб он был здоров.
К сожалению для Рабиновича, приезжий оказывается сефардским хахамом из южных краев империи, который приехал встретиться с местным Ребе. Хахама, в конце концов выпускают, а Рабиновичу, после pазноса от Pебе, приходиться долго извиняться.
А какой закон, когда определенно человек поступил неправильно? Можно тогда про него что-то сказать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Теги не заданы