Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ, ИЛИ ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ПОСТ ГЕДАЛИИ
Действие происходит около двух с половиной тысяч лет назад. Вавилонская империя Невухаднецара (Навуходоносора) завоевала маленькое Иудейское царство. Царь пленен, народ, в большинстве своем, угнан в Вавилон. Иудея пустеет. Но Невухаднецар не хочет царствовать над пустыней. Поэтому он разрешает определенной доле населения остаться в Иудее. Вавилоняне оставляют самых бедных крестьян, у которых раньше ничего не было, и наделяют их полями и виноградниками, чтобы те не восстали. Также оставляет тех, кто был занят в стратегически важных отраслях хозяйства — виноделии, производстве бальзама и добывании красителей. Наместником над ними он ставит Гедалию бен-Ахикама, который в свое время по приказу Ирмияу перебежал к вавилонянам. Гедалия устанавливает временную столицу Иудеи в городе Мицпе и начинает восстанавливать Страну. Услышав о том, что Гедалия назначен наместником, что Невухаднецар разрешил евреям остаться в Стране, многие еврейские беженцы возвращаются из соседних стран — Моава, Эдома, Аммона и т.д. Евреям предоставлено полное самоуправление, а с Гедалией в Мицпе расквартирован небольшой отряд вавилонской армии.
К Гедалии присоединяется пророк Ирмияу. После своего освобождения он не хотел возвращаться в Израиль, но Б-г приказал ему вернуться, поскольку оставшиеся евреи нуждались в нем не меньше чем те, что находились в изгнании.
В это время в горах, лесах и ущельях Иудеи находятся остатки еврейской армии и партизаны — те, кто не сдался вавилонянам. Когда они узнают о том, что Невухаднецар назначил Гедалию наместником, иначе говоря, дал евреям автономию, их командиры вместе со своими отрядами приходят к Гедалии в Мицпе. Он клянется им, что их не будут преследовать, что они не будут непосредственно подчиняться вавилонянам, а только самому Невухаднецару, и тогда все будет хорошо. Полевые командиры и партизаны выходят из подполья, и жизнь в Иудее начинает налаживаться.
За всем этим наблюдает Баалис, царь Аммона. Аммон — давний враг евреев и Иудеи. Аммон в свое время угрожал евреям, потом был завоеван царем Давидом и, в конце концов, стал независимым царством. После изгнания заиорданских колен (Гада и Реувена), Аммон захватил их земли. А во время захвата Иерусалима аммонитяне отличились тем, что усердно охотились за свитками Торы и уничтожали их. И вот, наконец-то, их мечта сбылась. Почти... Ведь если Гедалии удастся восстановить Иудею, то Аммон не сможет дальше захватывать еврейские территории, а евреи могут вспомнить о том, что земли Гада и Реувена раньше принадлежали им. Кроме того, Баалис боится и ненавидит Невухаднецара, и не в его интересах иметь в соседях сильную колонию Вавилона. Баалис понимает, что ему нужно убрать Гедалию, но сделать это нужно руками евреев, чтобы Невухаднецар воспринял убийство своего наместника как непризнание евреями его власти. А тогда, руками вавилонян, можно будет избавиться от оставшихся евреев, и Аммон выйдет сухим из воды. Баалис начинает искать недовольных. И находит одного их полевых командиров — Ишмаэля бен-Нетанья. Ишмаэль происходит из очень знатного рода и завидует Гедалии, считая, что он больше заслуживает звания наместника. Кроме того, Ишмаэль — бывший (а может быть, и настоящий) идолопоклонник, в отличие от Гедалии, который был праведником из семьи, отличавшейся праведностью. И вот Баалис предлагает Ишмаэлю убить Гедалию.
Ишмаэль соглашается и начинает планировать убийство. План его прост — он убьет Гедалию за сотрудничество с вавилонянами и за беззаконие, а потом уведет евреев в соседний родственный Аммон. Каким-то образом об этом узнают другие полевые командиры (возможно, Ишмаэль хотел вместе с ними поднять восстание против Гедалии). Йоханан бен-Кореах и другие командиры идут к Гедалии и предупреждают его: Баалис, царь Аммона, послал Ишмаэля бен-Нетания, чтобы убить тебя. Но Гедалия не хочет верить лашон а-ра. Иоханан бен-Кореах предполагает, что Гедалия не хочет демонстрировать доверие доносу и казнить Ишмаэля, чтобы люди не подумали, что он приговаривает без суда и следствия. Тогда Йоханан бен-Кореах тайно приходит к Гедалии и предлагает ему убить Ишмаэля тихо, чтобы никто не узнал, кто это сделал. Гедалия отказывается и приказывает Йоханану не трогать Ишмаэля. «Ты изрекаешь ложь об Ишмаэле», — отвечает он Йоханану.
Через некоторое время Гедалия приглашает Ишмаэля к себе на Рош а-Шана. Ишмаэль приходит вместе с несколькими бывшими чиновниками последнего царя Иудеи Цидкияу (они завидовали Гедалии, и Ишмаэлю удалось привлечь их на свою сторону) и с десятью телохранителями. Во время пира (сеудат йом-тов) Ишмаэль и его десять солдат выхватывают мечи и убивают Гедалию, всех его еврейских солдат и отряд вавилонян, находившихся в Мицпе. Ишмаэль скрывает убийство от остальных жителей города.
На следующий день он встречает на окраинах Мицпе группу евреев, оплакивающих Храм. Ишмаэль убивает их, якобы по приказу Гедалии. Десятерым евреям удается избежать казни, предложив Ишмаэлю взятку — тоже, якобы, по сговору с Гедалией. Так Ишмаэль хочет показать, что Гедалия из лояльности к Вавилону казнит евреев, оплакивающих гибель своего государствa, и к тому же на этом делает деньги — на взятках.
Вернувшись в Мицпе, Ишмаэль раскрывает убийство Гедалии, а затем угоняет всех евреев из Мицпе в Аммон. Йоханан бен-Кореах и другие командиры узнают о случившемся и бросаются в погоню за Ишмаэлем. Они отбивают у него народ, а Ишмаэль с восемью солдатами бежит в Аммон. Евреи в панике — они думают, что Вавилон пошлет свою армию, чтобы отомстить им за смерть Гедалии и вавилонских солдат. Пророк Ирмияу говорит им, что боятся нечего. Но евреи не слушают его и уходят в Египет. Изгнание состоялось. Эрец-Исраэль пустеет.
В Талмуде (Нида 61а) говорится, как нашли яму, которую Ишмаэль бен-Нетания наполнил трупами убитых. Комментирует Талмуд: написано «яма в которую бросил Ишмаэль все трупы тех людей, которых он убил руками Гедалии (бэ-йад Гедалия)». Разве Гедалия убил их? Ведь их убил Ишмаэль. Но это намек на то, что поскольку Гедалии следовало бы учесть (лахуш) совет Йоханана бен-Кореах, а он этого не сделал, то считается, будто сам Гедалия причинил смерть этим людям.
Основываясь на этом утверждении мудрецов, Талмуд выводит правило: лашон а-ра нельзя верить, но можно и нужно учитывать информацию ради того, чтобы спасти себя (или других) от возможного вреда.
Гедалия не имел права верить Йоханану бен-Кореах, но был обязан учесть его предупреждение и предпринять меры для обеспечения своей безопасности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Теги не заданы