Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

СОВСЕМ НЕ ПО ТЕМЕ--НЕМНОГО О ЕДЕ

Отложить Отложено

 

 

Р. Барух Фельдман спрашивает:

Вы пишете:

Цитата:

Кстати, отсюда ясно, в какой мере человек должен проявлять уважение к пище, которую ему дает Творец

Что имеется в виду? Баль-ташхит?

 

Баль ташхит («не порти», «не разрушай») — запрет рубить плодоносящие деревья во время осады города, даже если они принадлежат врагам. Отсюда ясно: тем более, в обычное нельзя рубить плодоносящее дерево. Мудрецы видят в этом конкретном запрете проявление общего закона. Вот что пишет (перевод мой) автор Сефер а-Хинух (Испания, 13-ый век):

 

 

Во время осады города запрещается рубить (плодоносящие) деревья, чтобы причинить боль и досаду жителям города, и этот запрет распространяется также на причинение любого убытка, например, жечь или рвать одежду или бить посуду просто так, и на любое другое (действие), похожее на это.

Корень этой мицвы — приучить себя любить добро и пользу, и благодаря этому соединится (мой неточный перевод слова двейкут) с нами добро и отдалимся мы от всякого разрушения. Ибо таков путь праведников (букв. хасидим вэ-аншей маасе) — любят они мир, радуются, когда хорошо созданиям (Творца), приближают их к Торе. И не дадут пропасть даже зернышку горчицы, и больно им, когда они видят разрушение.

 

То есть баль ташхит — это запрет на бессмысленное уничтожение чего-либо полезного, будь то дерево, деньги или изготовленные человеком полезные предметы.

 

Поэтому, когда говорят об уважении к пище, мне кажется, речь идет не о баль-ташхит, а о чем-то другом. Здесь имеется в виду именно уважение и недопустимость пренебрежительного отношения к пище. Правило это приводится в Талмуде (Брахот 50 б):

 

Учили мудрецы: есть четыре закона о хлебе — не кладут сырое мясо на хлеб (чтобы хлеб не стал отвратительным), не проносят полную чашу (вина) над хлебом (чтобы вино не пролилось на хлеб и хлеб не стал бы несъедобным), не бросают хлеб и не подпирают им тарелку.

 

Шулхан Арух (Орах Хаим, пар. 171) приводит эти правила в качестве алахи. Мишна Брура (прим. 11) еще добавляет: если видишь пищу, которая валяется на земле, нельзя пройти мимо, нужно ее подобрать.  В чем смысл этих правил? Почему нельзя пренебрежительно относиться именно к еде?

 

Р. Йехиэль-Михл Эпштейн (19 век, Россия) пишет (Арух а-Шулхан, Орах Хаим 171:1): мудрецы запретили пренебрежительное обращение с едой, потому что таким поведением человек показывает — он не нуждается в тех благах, которые ему посылает Творец (боэт бэ-Бирхотав шель а-Кадош барух У). 

 

 

Все, что у человека есть, ему посылает Творец. И самое необходимое для жизни человека — это именно пища. Поэтому каждый должен относиться к пище с уважением — на деле и даже на словах,  Именно поэтому, как в прошлый раз мы поняли из слов рабейну Йоны, Тора не называет животных, мясо которых можно употреблять в пищу, «нечистыми» (тамэ).  Так же нельзя называть еду отвратительной, ужасной, противной, мусором и т.д.

 

В наше время, в 21-ом веке, проблема уважения к еде еще более актуальна. По двум причинам. Во-первых, потому что для нас еда уже не имеет такого значения, как раньше: ее так много и она так легко доступна. Мы живем во время, когда самая большая проблема общественного здравоохранения — это переедание, а не недоедание. То благоговейное отношение к хлебу, дающему человеку жизнь, которое было присуще предыдущим поколениям, у нас полностью отсутствует.

 

 

Кстати небольшой рассказ, который я рассказываю своим детям, чтобы они хоть как-то поняли значения еды. В годы войны моя бабушка с родителями, сестрой и двумя маленькими племянниками были в эвакуации. Еды было мало, и мой, тогда шестилетний, дядя Вова, проголодавшись, просил: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, этого, белого, на букву ха». Хлеб был такой редкостью, что он даже не мог запомнить этого слова — так редко оно произносилось! А сейчас, наоборот, есть семьи, которые едят хлеб только в субботу и праздники, поскольку в будние дни другой еды полно и лень говорить биркат а-мазон (благословение после трапезы с хлебом).   Поэтому, нам нужно прилагать особые усилия, чтобы ценить еду.   

 

А обратная сторона медали — это именно доступность пищи и то, сколько усилий потребовало её производство. Есть где-то высказывание мудрецов (по-моему, в Мидраш Рабба, но точно не помню): «Сколько усилий должен был приложить первый человек, чтобы поесть хлеба! Он должен был распахать поле, засеять, сжать, просеять, провеять, перемолоть зерно в муку, замесить тесто и, наконец-то, испечь — перед тем, как поесть. А мы выходим на рынок — и все для нас уже готово».  Так и в наше время. Продукты покупаются в магазине или на рынке. А теперь представьте себе, сколько труда пошло на то, чтобы у вас был кусок хлеба.

 

Сначала, даже до посева, нужны удобрения. Для их производства требуется воздух, вода и метан (см. процесс Габера). Для этого нужны химические заводы, много топлива, электричества и т.д. Над всем этим трудились тысячи человек. 

Затем трактор, комбайн и прочая сельскохозяйственная техника. Для ее производства и применения тоже необходимы заводы, топливо, электричество и т.д. Над этим также трудились тысячи человек.

Наконец, после этого нужно было проделать все 11 видов работ, которые входят в изготовление хлеба от зорея (сеяния) до офэ (печения). Этим также занимались сотни людей плюс те, кто перевозил зерно на мельницу, а потом муку в пекарню. И для производства и функционирования их грузовиков тоже нужны заводы, топливо, электричество и т.д. И, наконец, работа тех, кто продает вам хлеб.

Поэтому, нам следует еще больше ценить то, что так легко дает Всевышний, и огромные усилия, приложенные для того, чтобы у нас был, буквально, кусок хлеба.

 

Если думать об этом, еда станет намного вкуснее. Об этом пишет р. Йегуда а-Леви в своей знаменитой книге Кузари (3:17):

 

Приготовление к удовольствию и размышление о нем, а также о его отсутствии до сих пор, — все это увеличивает само удовольствие. И это — одна из целей (произнесения) брахот (благословений) для человека, который привык произносить их осознанно и с пониманием. Поскольку они создают в душе человека образ этого удовольствия, а также побуждают его произнести хвалу Всевышнему, Который дал нам это удовольствие, в то время как сам человек был достоин лишь отсутствия (удовольствия). И тогда усилится радость (человека, который испытывает это удовольствие).

 

Так что желаю всем перед Песахом хорошего праздника, а также того, чтобы мы смогли умножить нашу Симхат Йом-Тов (праздничную радость), произнося брахот с осознанием того, как нам повезло, и с уважением к пище, которая дает нам эту радость. 

Теги не заданы