Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Как мы все знаем, второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти (синат хинам). И очевидно, мы до сих пор это не исправили. Если бы исправили, то вчера не отмечали бы Тиша бъАв. Исправление заключается в беспричинной любви. Что такое беспричинная любовь описано рав Пятигорским вот тут(https://toldot.com/blogs/pyatigorsky/pyat_1254.html).
А вопрос, который я хотел бы поставить перед собой и перед вами-как построить в себе беспричинную любовь к другому?
Исчерпывающего ответа у меня естественно нет, но могу поделиться некоторыми соображениями, которые хотя бы мне помогают. Йецер ара на синат хинам бывает двух разновидностей: индивидуальная и коллективная.
ЕГО НЕ ЛЮБЛЮ
Индивидуальная-это когда я испытываю неприязнь к какому-то отдельному человеку. Как бороться с этим мы уже писали вот тут (https://toldot.com/blogs/leib/leib_691.html), однако уместно вкратце повторить некоторые вещи:
1. Все евреи братья. Братья друг друга любят, несмотря на все, и от брата не откажешься.
2. Нужно стараться видеть в людях хорошее. Почему? Во-первых см. пункт №1. Во-вторых, потому что также как мы смотрих на других, на Небесах смотрят на нас. Тот кто ищет хорошее в другом человеке, удостаивается того, что и в нем ищут хорошее. А наоборот...расскажу вам одну историю.
У одного моего родственника была дочь-диссидентка. Ее, естественно, арестовали, а потом посадили в психушку. Мой родственник регулярно ездил туда и задабривал врачей лестью, конфетами и прочими подарками, чтобы его дочь не слишком сильно "лечили".
Один раз, в беседе с главным КГБшным врачом он сказал,--знаете, если внимательно присмотреться, то у каждого из нас есть отклонения от нормы. Правильно,--ответил ему КГБшник,--нужно вести себя так, чтобы меньше присматривались!
Так и мы--если мы будем очень пристально присматриваться к чужим недостаткам, то и в нас наверху очень быстро найдут "отклонения" от нормы установленной Торой.
ИХ НЕ ЛЮБЛЮ
Вторая разновидность йецер ара--коллективная, то есть неприязнь и предвзятое отношение к целой группе людей.
Это было всегда и обычно выражалось (и сейчас тоже выражается) в неприязни по этническому признаку. Вот пример:
100 лет тому назад рав Шрага-Файвел Мендлович, будущий основатель ешивы "Тора вДаат" в США, направлялся из Венгрии в Америку. Путь его пролегал через Германию. В одном из немецких городов он зашел в синагогу помолиться. После молитвы к нему подошел габай и дал немного денег. Спасибо, но мне не нужны деньги,--ответил р. Шрага-Файвел. Что? Ост-юде (восточноевропейский еврей), который не принимает подачек?--возмутился габай.
Однако, в последнии 250 лет в еврейском народе добавились и другие споры и причины для неприязни. Перечислим их в хронологическом порядке:
Спор между хасидами и противниками хасидизма (митнагдим).
Спор о правильном отношение к светским наукам и мудрости.
Спор о правильном отношение к сионизму и еврейской государственности.
И тут тоже очень много нужно постараться чтобы не впасть в "синат хинам" и не ввести в это других. Поэтому приведу несколько историй и выражений Хафец Хаима по этому поводу.
1. Один раз Хафец Хаим услышал как кто-то критиковал хасидов.
Разве Талмуд в котором при напечатание были допущены ошибки, это не Талмуд,--возразил он.--Даже если мы считаем, что они где-то ошибаются, но ведь они верят в Б-га и следуют Торе всем сердцем, обучает ей своих сыновей и выдают своих дочерей замуж за тех кто ее соблюдает. И что нам еще от них надо?
2. Один раз у Хафец Хаима кто-то спросил: почему евреи такие разные. Спрашивали правда не про форму одежды, а про обычаи, нусахи (варианты молитвы) и т.д. Не проще ли было бы всем согласиться на какой-то общий вариант и ему следовать.
Хафец Хаим улыбнулся и ответил, как полагается еврею, вопросом на вопрос--а сколько разных видов войск у царя? Есть кавалерия, пехота, артиллерия, саперы, флот. Не проще было бы выбрать самый главный род войск и в него записать всех солдат? Ответ простой, у каждого рода войск есть своя специальность и лишь взаимодействуя они могут выиграть войну. Так и с евреями, ответил Хафец Хаим, каждый тип евреев имеет свою особенность, которая тоже нужна в этом мире.
3. Хафец Хаим говорил своему сыну: cуществует три разные дороги--правая, левая и средняя. Правая-это дорога хасидизма, левая-дорога тех, кто мудрствует (митхакем) и философствует. Средняя дорога-это Тора в простом (неточный перевод фразы "лфи пшута"), как объясняется в Мишне и Гемаре (прим.: в отличие от хасидута, который во многом использует понятия Кабалы, и от философского пути, который использует понятия философии и прочей нееврейской мудрости).
4. Заговорили один раз с ним насчет хасидим и митнагдим. Ответил Хафец Хаим: мудрецы сказали, что в будущем Творец возьмет Тору и скажет--тот, кто занимался ей, пусть придет и возьмет награду. Вот, совсем не написано, что спросят в к какому направлению человек принадлежал. Если он выполнял то, что написано в Торе (кием аТора), то хорошо. А если, ндБ, нет, то не поможет ему принадлежность ни к какому направлению.
5. Один врач спросил у Хафец Хаима, что ему сделать, чтобы заслужить олам аба (грядущий мир). Ответил Хафец Хаим: в Торе написано, что дерево жизни (эйц хаим) находилось в середине Ган Эдена (см. Таргум Ункелос). Какая нам разница, где находилось дерево жизни? Однако Тора нам намекает на важный урок. К тому что находится в центре, можно подойти с любой стороны. Так и здесь, каждый человек может подойти к дереву жизни, и тот кто учится целый день, и тот, кто занимается мирскими делами, как сказано во всех путях своих--знай Его (бхол драхеха даэу). См. также Гемара Таанит 21, история про Аббу-врача.
Примечание: этот машал также подходит и к разным подходам в служение Творцу. Два мудреца могут дать два противоположных ответа на один вопрос, и тем не менее, оба из них ведут к дереву жизни. В качестве примера приведем реакции Хатам Софера и р. Гирша на возможность участвовать в нееврейской общественной и культурной жизни.
И наконец, самое главное:
6. Брах мин амахлокет--беги от споров.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
П.С. Вы спросите--а как же необходимая иногда критика? Вкратце--два правила:
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Перед тем как критиковать, сначала отметьте положительные качества того, которого критикуете. Так один из моих учителей критиковал позицию Сатмарского Ребев вопросах связанных с Эрец-Исраэль. Сначала он минут 15 говорил, о том, насколько велик был Сатмарский Ребе и сколько добрых дел делают его последователи, а потом лишь добавил, что в некоторых вопросах мы не следуем его мнению и объяснил почему.
Теги: Хафец Хаим, ахдут, синат хинам, беспричинная ненависть, единство торы