Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Только что произнесли авдалу, специальную молитву, после которой, собственно наступают будни, когда отменяются все субботние запреты на разного рода физическую деятельность. С этого часа бесстрашно включаем компьютеры, телефоны, можно варить и жарить, говорить по телефону, ездить на машине, срывать фрукты с деревьев. В своем саду мы недавно собрали с одного дерева больше 40 плодов манго. Но я не о манго, а о нашем с вами отношении к антисемитам.
Авдала была простой: мы благословили Всевышнего за то, что Он отделил святое от будничного, свет от тьмы, народ Израиля от прочих народов, седьмой день от шести дней недели, когда можно работать. И завершили благословение, снова назвав Его Тем, Кто отделяет святое от будничного, от не святого. Т.е. мы назвали тьму, прочие народы, будние дни не святыми, простецкими, никакого особого содержания, никакой святости, которую надо соблюдать, не имеющими. Смелое заявление, нет? В прочих народах ничего святого нет. Вряд ли это нравится прочим народам, но мы каждую неделю произносим именно эти слова и не стесняемся.
Знаю, что на сайте Толдот на эту тему говорить не принято — мол, такова политика сайта, — и это правильно, но ведь и совсем умалчивать тему нашего отношения к прочим народам тоже очень неумно. Что-то ведь сказать надо. Как соблюдающие евреи относятся к народам? Не как относятся к отдельным представителям этих народов — тут все ясно, люди бывают разные, к хорошим людям иудаизм относится хорошо. А вот как в целом?
В целом, следует признать, не очень.
Часто нам объясняют, что особое, напряженное отношения евреев к иным племенам характерно для былых времен, когда нас, евреев, притесняли, обижали, изгоняли. Теперь все иначе. Теперь многие страны на государственном уровне признают такие очевидные для евреев вещи как права человека, стремление к миру, в том числе с соседями, осуждают войны и пр. замечательные вещи, которые для людей Торы естественны и очевидны, но со временем и прочие племена поднялись в духовном плане. И тому есть очевидное подтверждение: мир перестал быть антисемитским.
Или не перестал?
Если перестал, то надо бы изменить формулу авдалы, где народы приравнены тьме, которая отделена от света. Да вот только чем ближе приход Машиаха, а об этом мы тоже молимся, тем откровеннее мировые антисемиты. И не только из арабского сегмента населения земли, но уже и из европейского. Вопрос: как вы с этим справляетесь? Если не замечаете, то отлично, от души вас поздравляю. Но вот знаком я со многими, которые в последнее время, прямо скажем, удручены. Европейские страны явно нас недолюбливают, ООН сердится и осуждает все громче, каждый день на нас несутся проклятия, обвинения, нам читают нравоучения, и остановить этот поток, похоже, невозможно. Вот тут и приходит на помощь сама Тора, которая учит, что антисемитизм неистребим. Не потому что появились какие-то новые причины нас не любить — нет, нас не любят независимо от любых причин. Эсав ненавидит Яакова — это Закон! А значит, и относиться к Эсаву нам следует соответственно: не возмущаться, не бросаться доказывать ему, что он не прав на наш счет, что мы лучше, чем он думает, что мы вообще-то может исправиться. — Можете не стараться, Эсаву это не поможет.
Седьмого октября ровно год назад на нас, евреев, напал злобный враг и убил больше 1200 вполне мирных жителей Израиля. Мало кто врага осудил, но нас за то, что нам это дикое варварство не понравилось, осудили почти все. Как относиться к такой вопиющей несправедливости? Так и относиться — народы как были антисемитами, как ненавидели нас, так и ненавидят. И это не хорошо и не плохо, это Закон! Потому что все зависит от нас — от того, какие мы, люди Торы. Если продолжаем нести в себе человечность, то переживем и эту беду. Понятно, что ничего хорошего в нашей истории не будет, но мы выживем, а сегодня главное — не расстраиваться, не сдаваться, продолжать быть евреями и поменьше возмущаться, что Эсав совсем распустился. Он не может не распуститься, он и есть тьма, которую от нас отделил Всевышний. Все идет по плану. По плану Торы.
Теги: антисемитизм, Народы мира, Авдала