Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В воскресение, встретив своего давнего приятеля, я спросил его, как прошел Йом Кипур.
Он ответил, что мы узнаем об этом накануне следующего Йом Кипура...
Когда у евреев был Храм, в этот день присутствующие могли наблюдать Крувим на крышке Ковчега (в тот момент, когда первосвященник приоткрывал занавес, чтобы войти в Кодеш аКодошим). И всем все сразу становилось понятно.
Дело в том, что, несмотря на то, что фигуры Крувим были неотъемлемой частью крышки, они могли менять свое положение. Если единство народа Израиля, их духовный уровень и близость к Вс-вышнему были на высоте, то две фигуры касались друг друга кончиками крыльев. Если же нет - то они отдалялись друг от друга. В те же моменты, когда положение было совсем никудышным, они поворачивались друг к другу спиной. Это означало, что если народ Израиля не предпримет срочные меры для исправления положения - их ждут не самые радостные события.
Так было в год разрушения Храма.
И так было бы в прошлогодний Йом Кипур, если бы у нас был Храм.
Мы веселились в Суккот и Симхат Тора, не подозревая в тот момент, какой год ожидает всех нас...
И, несмотря на это, мы будем веселиться в "дни нашей радости" и в этом году. Не потому, что у нас для этого есть какие-то поводы, а потому, что это радость Торы, радость, которая не зависит от внешних обстоятельств, радость, которая сопровождает наш народ на протяжении всей нашей нелегкой истории, радость, которая вечна.
Очень непросто, конечно - ведь мы до сих пор стоим на пороге неизвестности (как, впрочем, и всегда).
У нас нет Храма и нет Ковчега Завета с крувим на его крышке, но у нас все-таки есть кое-что, что поможет нам понять, где мы сейчас находимся. И для этого нам нет необходимости ждать до Йом Кипура следующего года.
Предостережение:
Дальнейший текст предназначен только для тех, кто не боится узнать правду, даже если она окажется не совсем позитивной. Поэтому уберите от экранов чрезмерно впечатлительных, а также склонных к депрессии и панике пассажиров.
Итак, поехали.
Гмара сравнивает дожди в праздник Суккот со слугой, который подал хозяину стакан вина, после чего хозяин выплеснул вино ему в лицо. То есть - если мы, ндБ, после месяца Элуль, после Рош аШана, после десяти дней раскаяния и Йом Кипура, так и не достигли того уровня, который от нас ожидается, Вс-вышний как бы говорит нам: "Мне не нужны ваши мицвот, можете покинуть сукку и вернуться в дом".
Если в дни праздника не было дождей - это хороший признак (при условии, что это не год засухи, и они зарядили сразу после праздника).
От своего Рош йешива זצ''ל я слышал, что есть еще один, более высокий уровень - во время праздника начинает моросить, но дождь тут же прекращается. Таким образом Вс-вышний показывает нам, что, в принципе, сезон дождей уже наступил, но Он, довольный нами, не дает им пролиться в полной мере, чтобы не портить праздник и дать исполнить эту важную мицву.
Поэтому я рискну предположить, что в случае отсутствия дождей в дни Суккот - мы находимся на приемлемом уровне, и все наши цурес остались в прошлом году.
Если же начнется небольшой дождь, и тут же прекратится - это признак того, что Он простил нас за то, что мы вытворяли до 7 октября 2023 года.
При этом надо учесть, что прошлый год был високосным, и поэтому в этом году Симхат Тора наступает на семнадцать дней позже (вместо 7 октября - 24 октября). Конец октября - вполне себе сезон дождей, а это значит, что в случае "сухих" праздников - мы с уверенностью можем надеяться на то, что Творец перестал на нас гневаться.
В идеале было бы особенно наглядно, если сразу после праздников (или, как только мы начнем просить "таль уматар") пойдут дожди.
Так что не все потеряно, и, несмотря на отсутствие Храма, мы все же имеем возможность узнать, как все-таки прошел этот Йом Кипур.
Всем нашим читателям, их семьям и всему народу Израиля - веселых праздников и хороших новостей. גמר טוב, שנה טוב, מועדים לשמחה ובשורות טובות לכל עם ישראל
Теги: Суккот, Подумалось