Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы рассказывали о хасидах. Нас спрашивают, кто еще, кроме хасидов, входит в так называемую группу ашкеназских евреев?

Выходцы из европейских общин, в самом деле, представлены не только последователями хасидских течений. Сегодня разговор о «литовских» евреях.

Некогда Литва была общепризнанным центром Торы. О Вильнюсе, наполовину еврейском городе, так и говорили — Йерушалаим де-Лита, литовский Иерусалим. В Литве располагались ешивы, куда стекались молодые люди со всех концов мира. В них преподавали ученики великого Виленского Гаона, среди которых самым знаменитым являлся раби Хаим из Воложина (1749—1821), основатель центральной Воложинской ешивы.

Назовем еще нескольких мудрецов и учителей, подвижников Торы: раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (Анецив), раби Исраэль Салантер, раби Йосеф Дов Соловейчик, (автор глубочайшего труда «Бейт Алеви»), раби Хаим Соловейчик, раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), рав Эльханан Вассерман… Здесь нет места привести имена всех выдающихся мудрецов из Литвы, как нет места назвать все знаменитые литовские ешивы прошлого века, где учили Тору наши учителя. Упомянем только Мир, Слободку, Поневеж, Тельц, Радин…

Ешивы «литовского направления» стоят ныне в Бней-Браке, Иерусалиме, Бруклине, Манчестере, Москве… По всему Израилю и по всему миру. В них учатся тысячи и тысячи людей, причем не только «литовцы». Так, для молодых людей из бывшего Союза открыты двери иерусалимских ешив: «Швут Ами», «Ор Самеах» и др.

Существует еще две большие «ветви» ашкеназских евреев — выходцев из Германии и Венгрии. О них поговорим в другой раз.

Печатается по материалам газеты «Исток»


Публикуем материал о качестве Богобоязненности из «Книги о человеческих достоинствах — Орхот Цадиким» («Пути праведников»), книги, которая стала в еврейском мире признанным руководством по самосовершенствованию. Читать дальше

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера!

Переводчик Виктория Ходосевич

Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.

Трепет месяца Элуль 1

Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»

Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.