Темы: Ашкеназы, Многоженство, Сефарды, Община, Александр Красильщиков
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
Мой вопрос — в продолжение вопроса Почему раввины запретили многоженство?. Как мне кажется, одна центральная линия вопроса осталась неосвещённой в ответе.
В чём заключается разница между реальностью, в которой существуют в нашем поколении ашкеназские и сефардские общины? Ведь для того, чтобы Учителя разошлись в подходе на такой фундаментальный вопрос, эта разница должна быть очень существенной…
Дима Креславский, Нью-Йорк.
Уважаемый Дима,
Полный ответ на ваш вопрос вряд ли уместится в узкие рамки этой рубрики. Но попробую ответить вкратце.
Прежде всего, разделение еврейских общин в диаспоре и в Земле Израиля на сефардские и ашкеназские достаточно условно.
Сефардскими мы называем еврейские общины, которые после изгнания из Испании (Сфарада) в конце 15-го века сформировались в странах северной Африки, Среднего и Ближнего Востока, а также на юге Европы. Ашкеназы, в свою очередь, происходят из общин, существовавших сначала в Западной (Ашкеназ — Германия), а затем и в Восточной Европе.
Сотни лет эти общины существовали раздельно, обрастая оттенками обычаев, языка и психологии. Некоторые из этих оттенков зафиксированы в Шульхан Арухе, в том числе и тот, о котором идёт речь.
И всё же я не стал бы называть различия между сефардами и ашкеназами «существенными». Просто язык не поворачивается так их определить.
Различия в молитве? — И те и другие молятся на иврите — святом языке. Произношение немного разное, но друг друга прекрасно понимают. Порядок молитв немножко, я бы сказал, косметически, различается. Однако если еврей-ашкеназ попадёт на одну из трёх ежедневных молитв в сефардскую синагогу, никаких трудностей он не встретит и освоится мгновенно, то же — наоборот.
В кашруте? Забой скота у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить разницу «невооружённым» взглядом сможет лишь специалист по Галахе.
То же самое можно сказать о любой сфере жизни сефардов и ашкеназов. И те, и другие — были и остаются единым народом, с общим происхождением и единым Законом. Сказанное относится и к различиям между хасидами и литваками, между выходцами из Йемена и Польши.
Единству народа мешают не физические расстояния, а отказ от самоидентификации, определения себя как евреев, подчиняющихся законам Торы.
«Расхождения Учителей» в подходе к вопросу многожёнства не так уж «фундаментальны». Были общины, где запрет рабейну Гершома привился, но были и такие, где это, по тем или иным причинам, не произошло. Последнее касалось, в основном, сефардских общин, отделённых от ашкеназских географически и окружённых народами, где многожёнство являлось делом обычным.
Шульхан Арух налагает ответственность за нарушение указанного запрета как раз в зависимости от того, принят этот запрет конкретной общиной или нет. Если, например, сефардский еврей живёт в ашкеназкой общине, то многожёнство запрещено и ему.
С уважением, Александр Красильщиков
Слушайте: Женщины в Танахе. Рахель и Лея.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Яков Шуб
Запрета, вроде, нет, но ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна...
Рав Александр Красильщиков
Рав Берл Набутовский
Что такое Таханун?
Рав Александр Красильщиков
Рав Бенцион Зильбер
Самое лучшее – как обычаи сложились, так и продолжать их
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»