Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Бемидбар, Дарование Торы, Реувен Пятигорский, Колена Израиля, Левиты
Четвертая книга Пятикнижия. Состоит из десяти недельных разделов. Первый называется, как и вся книга, — Бемидбар («В пустыне»): «И сказал Всевышний (пророку) Моше в пустыне Синай: Произведите поголовную перепись всей общины сыновей Израиля по их семьям, по домам отцов…» Затем идет рассказ о переписи еврейского населения, проведенной во второй месяц второго года после Исхода из Египта.
Обычно эта глава читается накануне праздника Шавуот. Но какая связь между переписью и Днем вручения Торы? На этот вопрос ответил раби Меир Шапира, глава Люблинской ешивы начала века.
Известно, что Исхода из Египта евреи заслужили сами. Так написано в Мидраше: «За четыре вещи евреи получили свободу: за то что не изменили (еврейских) имен; за то что не забыли свой язык; за то что не злословили друг на друга; за то что соблюдали чистоту своих семей».
Исход из Египта еврейский народ получил благодаря своим качествам. Но не так было с дарованием Торы. За первые полтора месяца евреи успели вдоволь настенаться на свою кочевую долю, нажаловаться на тяжести перехода, на Моше с Аароном и на Всевышнего. Все им было плохо. Нельзя сказать, что они с радостью откликнулись на предложение принять на себя тяжелые обязательства соблюдать заповеди. Если кто-то из нас думает, что тогдашние евреи «по своей необразованности» с легкостью признали власть Творца, то он здорово ошибается. 3307 лет назад евреи с таким же недоверием отнеслись к Торе со всеми ее запретами, как и современный образованный российский еврей, впервые пришедший на урок Торы.
Мидраш рассказывает, что Всевышний фактически принудил их взять Тору. На образном языке агады, это выглядело так: Всевышний приподнял гору Синай и обещал опустить ее на них, если они откажутся принять подарок из Его рук. (Комментаторы пишут, что сначала народ захотел взять Тору добровольно, но затем испугался трудностей ее соблюдения.) Это уже потом евреи держались за Тору, как за жизнь, — и даже больше, поскольку стали ценить ее намного выше жизни. Но тогда они еще не постигли всех выгод нового положения — быть народом Торы. Поэтому возникает вопрос: за какие заслуги она была вообще им вручена? Ответ: за заслуги отцов. Кстати, об этом говорит Мидраш в другом месте, когда описывает протест прочих народов: почему нам не дал Тору? что, мы хуже евреев, которых Ты выделил из всех нас? Всевышний ответил: не хуже, но за вами не стоят ваши отцы, а за евреями стоят Авраам, Ицхак и Яаков. Только в силу заслуг этих праведников их потомки получают Тору и ни по какой другой причине. Им самим Я ее даю как бы авансом, в расчете, что они ее еще заслужат. В будущем.
Но где на это спрятан намек в нашей главе, которая читается накануне Шавуот? В переписи, проведенной «по семьям, по домам отцов». Счет шел по коленам, начало которым положили 12 сыновей Яакова. В колене Реувена — столько-то воинов, в колене Шимона — столько-то и т.д. Тору мы получили потому, что происходим от Реувена, Шимона, Леви и т.д. Короче говоря, потому что происходим от Яакова-Исраэля, сына Ицхака, сына Авраама… Такова связь нашей главы с приближающимся праздником Дарования Торы.
Содержание главы. Приказ Моше, Аарону и руководителям колен пересчитать всех воинов (Бемидбар 1:1—19). Результаты подсчета воинов в возрасте от двадцати лет и выше — для каждого колена (1:20-43). Общее число евреев, кроме левитов (1:44—47). Причины исключения левитов из общего списка (1:48—54). Порядок расположения колен в походах по пустыне и на стоянках: весь стан делится на четыре группы-знамени, каждое знамя объединяет три колена (2:1—2). Знамя стана Йеуды (2:3—9). Знамя стана Реувена (2:10-16). Левиты несут Переносной Храм в середине колонны (2:17). Знамя стана Эфраима (2:18—24). Знамя стана Дана (2:25—31). Повторение общего числа воинов, исключая левитов:603550 (2:32—34). Особый приказ для левитов, их функции при Храме в походе и на стоянках, «замена» левитами всех еврейских первенцев (3:1—13). Подсчет левитов с месячного возраста и выше, произведенный по их родовым семействам (3:14—20). Род Гершона и его функции (3:21—26). Род Кеата (3:27—32). Род Мерари (3:33—39). Подсчет всех еврейских первенцев и их «замена» на левитов (3:40-51). Число левитов из рода Кеата в возрасте от тридцати лет и до пятидесяти; их особая работа при Храме (4:1—20).
Есть еще один высокий смысл в первой еврейской переписи, объединившей евреев в одну общность. Наши мудрецы сказали по этому поводу: «Каждый еврей навечно связан с еврейским народом». Не каждый чувствует эту связь, но она существует. И избавиться от нее невозможно. В книге «Агаон Ахасид ми-Вильна», приводится рассказ о том, как Гаон пригласил в гости одного еврея-выкреста, поселившегося в католическом монастыре. Монах пришел и неожиданно для себя встретил теплый прием. Его угостили обедом, а перед едой предложили стакан вина, над которым Гаон произнес браху. Гость ответил «амен» и, вздохнув, добавил: «К сожалению, я уже не еврей». Гаон всплеснул руками: «Отнюдь, мой сын. Разве ты не знаешь, что нельзя освободиться от обязанности соблюдать заповеди Торы? Если ты считаешь, что, окунувшись в купель, перестал быть евреем, то это не так. Ты еврей не меньше меня. Просто, ты согрешил, причем так сильно согрешил, что тебе придется держать суровый ответ. Но ты по прежнему еврей»… Монах содрогнулся и, ничего не ответив, покинул дом. Не прошло много времени, как он вернулся к своему народу.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).